Игорь МАЛАХОВ.

Во время Великой Отечественной войны самые большие потери огромный парк
советских бронепоездов понес в битве за Кавказ. В 1942 году в ходе
летнего наступления немцев эти сухопутные броненосцы встречали врага на
железнодорожных перегонах, останавливали его порой на несколько суток,
попадали в окружение и геройски погибали, нанеся огромный урон
противнику. Именно благодаря высокой боевой эффективности, которую
показали эти броневые гиганты в первый год войны, советское командование
приняло решение перебросить на Северный Кавказ значительную часть
бронепоездов. Недавно мы рассказывали о том, как воевали с врагом
бронепоезда Азовской военной флотилии. В процессе работы над этой
статьей выяснилось, что в защите Ейской военно-морской базы принимали
участие еще два бронепоезда, сведенные в отдельный бронедивизион.

На ейском направлении

Бронепоезда № 53 и № 751 «Свердловский железнодорожник» появились под Ейском в марте 1942 года. Из них был сформирован 16-й отдельный дивизион бронепоездов (ОДБП). Усиление охраны железнодорожных путей в этом районе весной 42-го превратилось для нашей армии в жизненную необходимость. В то время полным ходом шло укрепление береговой обороны Азовского побережья. Ради обеспечения Ейской военно-морской базы сюда шли эшелон за эшелоном с военными грузами. Естественно, немцы всеми силами старались помешать этому. Одного бронепоезда Азовской военной флотилии не хватало, чтобы обеспечить противовоздушную оборону железной дороги. Появление под Ейском 16-го ОДБП в корне изменило ситуацию. Дивизион охранял железнодорожные перегоны Ейск – Сосыка и Тимашевская – Староминская. Огромное расстояние. Каждый день один из бронепоездов сопровождал воинские эшелоны, и задачу свою экипажи выполнили с честью. Известно, что немецким бомбардировщикам ни разу не удалось повредить состав, который сопровождал бронепоезд, – настолько сильный заградительный огонь выстраивали его зенитчики. Вражеским самолетам приходилось сбрасывать свой смертельный груз беспорядочно и убираться восвояси. Чуть позже немцы изменили тактику нападения, стараясь разбомбить станционные стрелки и железнодорожное полотно. В случае удачи можно было бы легко уничтожить обездвиженные вагоны с ценными грузами и бронепоезда. Тогда воинские эшелоны стала сопровождать целая кавалькада из двух бронепоездов и восстановительного поезда. Если бомба разрывалась на путях, бригада ремонтников тут же бросалась с инструментами к месту повреждения. Зенитчики бронепоездов тем временем успевали и прикрывать работу железнодорожников, и отгонять немецкие самолеты от застывших на месте эшелонов.

На разных фронта

Бронепоезд № 53 был построен на Брянском заводе еще до войны – в середине тридцатых годов. Он состоял из бронированного паровоза и двух бронеплощадок. Каждая из них имела по две башни с трехдюймовыми орудиями Путиловского завода и по четыре пулемета «Максим» с каждого борта. На паровозе была установлена счетверенная зенитная установка из тех же «Максимов». Вначале этот бронепоезд базировался в Грузии, в районе Тбилиси. На четвертый день войны под командованием капитана Джахиева и политрука Полюсука его направили на Западный фронт. Последовало пять месяцев непрерывных боев. 22-23 ноября экипаж бронепоезда выдержал тяжелейший поединок с немецкими танками под Солнечногорском. Бойцы не дали противнику перерезать Ленинградское шоссе, по которому отходили массы наших войск. Сам бронепоезд получил три десятка крупных и более сотни небольших пробоин. После ремонта участвовал в советском контрнаступлении под Москвой, а затем получил направление на Кубань.

Бронепоезд № 751 «Свердловский железнодорожник» был построен в феврале 1942 года рабочими паровозного депо станции «Свердловск – Пассажирская». Четыре его бронеплощадки имели по одной башне с 76-мм орудием и по два пулемета с каждого борта. Комиссаром был назначен политрук Федор Бондарев, а командиром стал старший лейтенант Поддубный. Знаковая фамилия для командира бронепоезда, защищавшего родину знаменитого спортсмена.

С началом летнего наступления немцев на Кавказ оба бронепоезда 16-го ОДБП поддерживали контратаки наших кавалерийских частей. Вначале – 15-й кавдивизии под станицей Староминской, затем – знаменитую атаку наших конников под станицей Кущевской. Сохранилось небольшое воспоминание помощника машиниста бронепоезда «Свердловский железнодорожник» С.Рылова об одном бое, который пришлось выдержать экипажу уже под Краснодаром. По этому описанию можно составить представление о том, как обычно действовали бронепоезда и в чем была ценность этой грозной техники:

«Однажды из штаба дивизии поступил приказ: рассеять скопление вражеских войск на противоположном берегу Кубани. Офицер разведки отправился на дрезине к реке. Вскоре он доложил, что немцы наводят через Кубань понтонный мост. Бронепоезд «Свердловский железнодорожник» подошел к реке. Переправа была готова, и по мосту с осторожностью двигались танки с десантом. Бронепоезд рывком выдвинулся из-за укрытия. По бронеплощадкам прозвучала команда: «Первой площадке уничтожить головной танк! Остальным бить по переправе!» От первых выстрелов мост в нескольких местах разрушился. Пять танков, бывших на нем, опрокинулись в воду и затонули. Передний танк, взбиравшийся на берег, тоже был подбит. Внезапный налет на переправу длился четыре минуты. Бронепоезд отошел от переправы и, выбрав удобную позицию, остановился. Командир связался с полковым наблюдательным постом и запросил новые координаты. Снаряд за снарядом выпускал бронепоезд. От непрерывной стрельбы дрожали бронеплощадки. Свободные расчеты пулеметчиков помогали артиллеристам. Очевидцы с наблюдательного пункта рассказывали впоследствии, какое страшное зрелище представлял собой противоположный берег. Там рвались и горели бензовозы, машины с боеприпасами. Солдаты в панике, спасаясь от осколков, лезли в воду…»

Последний рубеж

Бронепоезд № 53, по воспоминаниям оставшихся в живых членов его экипажа, беспрестанно отбивал воздушные атаки. На станции Кущевская он отразил два немецких массированных налета. Это повторялось затем в станицах Тимашевской, Тихорецкой, Кавказской. В августе под станицей Брюховецкой в бронепоезд попала немецкая бомба. Среди членов экипажа были убитые и раненые. Искалеченные бронеплощадки оттащили в Новороссийск, пытались отремонтировать. Когда немцы подобрались к станции Тоннельная, героический бронепоезд пришлось взорвать.

Бронепоезд «Свердловский железнодорожник» активно защищал Новороссийск, поддерживал своим огнем нашу морскую пехоту и стрелковые батальоны. Во время агонии Новороссийского оборонительного района бронепоезд был оттеснен штурмующим город врагом в район порта. 7 сентября экипаж взорвал паровоз и бронеплощадки и ушел в горы. Однако сохранились свидетельства бывших защитников Новороссийска о том, что бронепоезд продолжал воевать еще несколько дней, после того как его покинула команда.

Самое подробное описание этого боя имеется в воспоминаниях начальника штаба 1-го батальона 83-й бригады морской пехоты И.Жернового. Одна из рот батальона 7 сентября отходила с боями к заводу «Красный двигатель», расположенному в районе порта. Здесь моряки обнаружили брошенный бронепоезд. Паровоз был взорван, одна из бронеплощадок сброшена взрывом с рельсов. К командиру роты А.Тарановскому подошел замковый с бронепоезда по фамилии Коваль. Командир велел ему закопать замки с орудий. Пока боец выполнял приказ, его товарищи уже отошли. С помощью Коваля одну из пушек привели в рабочее состояние. Один из морских пехотинцев – командир взвода младший политрук Лукашов – ранее служил на подводной лодке артиллеристом. Наблюдательный пункт для управления стрельбой устроили на одном из заводских строений. 9 сентября бронепоезд вновь открыл огонь. Моряки уничтожили три немецких танка, две автомашины с пехотой. Через несколько дней Лукашова сменил лейтенант Ефименко. Под его командованием снарядами с бронепоезда было уничтожено еще несколько танков, большое число пехотинцев. Снаряды закончились лишь 14 сентября. Новых взять было негде, и моряки с сожалением покинули удобную позицию. На следующий день после их отхода «Свердловский железнодорожник», этот последний бронепоезд новороссийской обороны, был с остервенением добит немцами с помощью артиллерии и авиации.