Из заложников никто не пострадал

23 декабря 1993 года четверо вооружённых террористов ворвались в здание школы №25 города Ростова-на-Дону и захватили в заложники 15 школьников и учительницу. Немногим ранее ими же был захвачен автобус с водителем. Первоначально заложников было больше, но автобус вместил лишь 15 ребятишек, поэтому остальных отпустили. Известие о захвате детей и учительницы мгновенно облетело город.  Террористы выдвинули требование: предоставить им вертолёт МИ-8 и выкуп в сумме 10 миллионов долларов.

Вспомним, что время тогда было нестабильное. В октябре  распущен Верховный Совет народных депутатов, объявлены выборы в Государственную Думу. Президент Борис Ельцин своим указом ликвидировал комитет государственной безопасности. Была создана федеральная служба безопасности, которая находилась в стадии формирования и ещё не встала на ноги. К тому же, у правоохранительных органов не было опыта борьбы с такими видами преступлений.

Организатором и вдохновителем столь дерзкого преступления явился Муса Алмамедов, уроженец города Хасавюрт Дагестанской АССР. Главарь имел богатое криминальное прошлое, был трижды судим и признан особо опасным рецидивистом. Освободившись из мест лишения свободы в 1988 году, он в течение пяти лет разъезжал с поддельными документами, выданными на разные фамилии, по  городам России, Прибалтики и Средней Азии. Занимался коммерческо-посреднической деятельностью.

Умысел на захват заложников возник у Алмамедова летом 1993 года. Он тщательно проанализировал опубликованную информацию о захватах самолётов, действиях правоохранительных органов. И на основании полученных данных составил план действий. Определил, что наиболее оптимальным  для решения намеченной задачи необходима группа в составе четырёх человек. И требовать для вылета за рубеж надо не самолёт, а вертолёт, поскольку он может сесть  в труднодоступных районах. К тому же, очень сложно осуществить скрытый штурм этой винтокрылой машины.

Подбирая участников акции, Алмамедов предъявлял к ним высокие требования. Это – личная дисциплинированность, исполнительность, воздержанность в употреблении спиртных напитков, абсолютная недопустимость противоправных действий, в результате которых подельники могли попасть в поле зрения правоохранительных органов. Исключение было сделано лишь для бывшего лётчика Анатолия Михеева, который был нужен главарю как авиационный специалист и умеющий ориентироваться по карте во время полёта.

Известие о захвате ребятишек группой бандитов генерал-лейтенант Владимир Михайлов получил, будучи на одном из военных аэродромов Северо-Кавказского военного округа. Сел в самолёт Л-39 и через полчаса уже был на аэродроме Ростова-на-Дону.

В антитеррористическом штабе наблюдалась некая растерянность. Чёткого плана действий не было. Кое-кто считал, что необходимо провести силовую операцию. Причём, абсолютно не думая о том, какое количество жертв может быть. Другие считали, что надо выполнить требования террористов и отпустить их за границу. А там, мол, пусть дипломаты разбираются.

Такая позиция, видимо, не понравилась высшему руководству страны. В Ростов-на-Дону пришла телеграмма, которую подписал вице-премьер правительства Олег Сосковец. Её текст гласил о том, что операция по освобождению заложников и аресту террористов возложена на генерал-лейтенанта ВВС РФ  Владимира Михайлова.

Чтобы немного успокоить террористов, им предоставили вертолёт МИ-8. Те, пользуясь заложниками как щитом, прошли в винтокрылую машину.

— А с деньгами придётся подождать, — пояснил Владимир Сергеевич главарю банды. – Сумма очень большая, в банках Ростова-на-Дону наличных долларов в таком количестве нет. Послали, мол, гонцов в областные и краевые центры юга России.  Деньги привезут, но надо ждать…

Бандитам ничего не оставалось, как согласиться.

Примечательно, но в этой истории неприглядную роль сыграли средства массовой информации. Радио и телевидение, словно соревнуясь между собой, взахлёб рассказывали о том, какие действия предпринимает антитеррористический штаб. Бандиты радио слушали. И поэтому не шли ни на какие предложения, твёрдо стояли на своём и грозились в случае каких-либо действий со стороны органов правопорядка расстреливать заложников.

К тому времени уже всем было понятно, что бандиты не блефуют, оружие и боеприпасы у них есть. Поэтому не исключено, что в случае штурма они могут взорвать вертолёт вместе с людьми, находящимися там.

Не один раз Владимир Михайлов ходил на переговоры с бандитами. Ему удалось уговорить отпустить с ним несколько ребятишек. На третьи сутки бандиты потребовали дозаправку вертолёта. Антитеррористический штаб принял решение удовлетворить это требование. Но водитель топливозаправщика категорически отказался ехать к вертолёту. За руль ТЗ-22 сел Владимир Михайлов и подъехал к вертолёту. Бандиты, вероятно, увидели, кто сел за руль и несколько раз выстрелили по кабине. К счастью, ни одна пуля не попала в генерала. Одна  просвистела около головы, вторая прошла сбоку…

В один из подходов к винтокрылой машине генерал-лейтенанту удалось передать командиру экипажа мини-передатчик.  Благодаря которому все разговоры бандитов, ведшиеся в кабине вертолёта, прослушивались сотрудниками правоохранительных органов. А зная намерения противника, уже можно было работать на опережение.

Когда террористы получили деньги, а доллары были упакованы в четыре мешка, они потребовали дать вертолёту беспрепятственно взлететь и не преследовать его. Иначе будут жертвы.

Зная, что среди бандитов есть авиационный специалист, умеющий ориентироваться с воздуха на местности, Владимиру Михайлову удалось шепнуть командиру вертолёта, чтобы летел на бреющем. Когда машина идёт низко над землёй, довольно сложно определить, какая местность простирается внизу.

После взлёта бандиты на карте показали командиру, куда вести крылатую машину. Как позже стало известно, недалеко от населённого пункта Хасавюрт их на автотранспорте ждали подельники. Но командир вертолёта Валентин Падалка взял курс на пригороды Махачкалы. Там бандитов в засаде уже ждали сотрудники Ростовского ОМОНа. За вертолётом, где находились бандиты с заложниками, следовал вертолёт сопровождения.

Бандиты высадились из вертолёта, винтокрылая машина с ребятишками оторвалась от земли и на максимальной скорости ушла от места посадки. Командир экипажа не исключал варианта, что при задержании бандиты могут открыть огонь по машине и поэтому увёл её из зоны поражения. Бандиты были задержаны, а деньги — возвращены в банк.

Надо отметить, что в России это был первый вооружённый теракт с захватом заложников. И операция по их освобождению, проведённая под руководством генерал-лейтенанта авиации Владимира Михайлова, прошла успешно. Из числа заложников никто не пострадал. За грамотное выполнение поставленной правительством России задачи Владимир Сергеевич Михайлов был награждён орденом «За личное мужество».

Грамотно и чётко сработали все военнослужащие Военно-воздушных сил России, принимавшие участие в этой операции. Они также не остались без наград и поощрений.

А 13 июня 1996 года Указом Президента России Владимиру Михайлову (на фото) было присвоено звание «Герой Российской Федерации» с вручением медали «Золотая звезда». Но это уже совсем другая история.

Георгий Тимофеев.