Ангольский «вояж»

Игорь Музыка из посёлка Николая Островского с детских лет грезил морем. «Виной» этому были два его дяди, которые служили в Военно-морском флоте на подводных лодках и, приезжая в отпуск, рассказывали о романтике военной службы. После окончания восьмого класса юноша решает поступить в Севастопольское мореходное училище. Но, приехав туда, с огорчением для себя узнал, что на учёбу принимают только со средним образованием. Домой возвращаться не стал, решил добиваться своей цели на месте – в Севастополе.

Поступил учиться в профессионально-техни­ческое училище, после окончания которого пришёл на судоремонтный завод имени Серго Орджонидзе. Работал и одновременно готовился к поступлению в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Выдержав все экзамены, был зачислен курсантом на второй корабельный факультет. На первый не хватило буквально одного балла. Первая же сессия показала, что учёба кое-кому из курсантов оказалась явно не по силам. Неуспевающих отчислили, а Игоря Музыка, показавшего отличные знания, перевели на первый корабельный факультет, куда брали только отличников. Лейтенантские погоны получил в 1985 году и отправился по распределению на Северный флот, в Кольскую флотилию.

– В училище мы изучали зенитные ракеты, – рассказывает Игорь Васильевич, – а на флоте пришлось переквалифицироваться на крылатые. Мы готовили их к боевому применению, выдавали на корабли. Ответственность была очень большая. Представьте, ракета не ушла к цели, либо упала вблизи корабля! Это было бы ЧП на весь Военно-морской флот! В моей практике такого не было никогда. Все подготовленные нашим подразделением ракеты уходили и поражали цель.

За два года службы Игорь Музыка зарекомендовал себя грамотным и исполнительным офицером. Видимо, поэтому командование решило направить его в командировку в республику Ангола. Там шла гражданская война. В военном конфликте столкнулись три противоборствующие группировки МПЛА, ФНЛА и УНИТА. Президент Заира Мобуту Сесе Секо оказывал помощь ФНЛА. Власти Южно-Африканской республики поддерживали УНИТА. Председатель МПЛА Агостиньо Нето обратился за помощью к Кубе и СССР. Кубинский лидер Фидель Кастро отреагировал моментально и направил в Анголу отряды добровольцев. Советское правительство также не оставило просьбу о помощи без внимания. В Анголу отправились военные специалисты. СССР стал поставлять технику, вооружение и боеприпасы. Советские специалисты обучали ангольцев обращению с советским оружием и техникой. В числе таких специалистов оказался и Игорь Музыка. Прибывших в Анголу советских моряков переодели в форму, которую носили сторонники МПЛА. Причём, без знаков различия. Официально советских военных на территории республики не было. Опасность советских военнослужащих, впрочем, как и кубинских, подстерегала на каждом шагу. С оружием моряки ходили постоянно, даже если ехали по улицам столицы, оружие держали наготове. Выстрел по машине мог раздаться в любую минуту.

– Готовым надо было быть к любому повороту событий, – рассказывает Игорь Васильевич. – Даже, когда у нас выпадал выходной день, и мы выезжали на море, то, прежде чем зайти на пляж, его обследовали с миноискателем. И знаете, порой находили взрывные устройства. Сторонники ФНЛА и УНИТА всячески старались накалить обстановку в столице республики, чтобы вызвать недовольство правящей партией у простых граждан. И для этого использовали все возможные методы.

Местное население относилось к «асессор советико», так ангольцы называли советских специалистов, доброжелательно и довольно часто обращалось за медицинской помощью. От мин нередко страдали мирные граждане. А где они могли получить квалифицированную помощь? Только у советских медиков.

Корабли советского Военно-морского флота постоянно находились у берегов Анголы. Они являлись своеобразным сдерживающим фактором, благодаря которому страны НАТО не рисковали начать открытые боевые действия в поддержку противников правящей партии МПЛА.

Когда командировка закончилась, Игорь Музыка вернулся во флотилию. И попал под сокращение. Семь месяцев офицер находился за штатом. И хоть было трудно в финансовом плане, духом не пал. Получил назначение. В 1995 году его перевели в посёлок Полярный на должность заместителя командира, начальника штаба ракетной базы. Через три года переведён в штаб Кольской флотилии на должность старшего офицера оргпланового отдела. В 2003 году Игорь Музыка вновь попал под сокращение. Новое руководство министерства обороны на тот период посчитало, что держать в Заполярье такую группировку военно-морских сил нецелесообразно. Предложили капитану второго ранга занять вакантную должность, но она была на несколько ступеней ниже той, которую он занимал. Переходить в подчинение к своим бывшим подчинённым Игорь Васильевич посчитал для себя неприемлемым. И уволился. Вернулся в родные края. Сейчас ведёт большую работу по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

На флоте за прошедшие годы произошли большие изменения в лучшую сторону. Российские военные моряки вновь бороздят просторы мирового океана, несут службу по защите мира в разных точках земного шара. Военно-морской флот обретает утерянные ранее силу и мощь и является надёжным защитником нашей страны.

Георгий ТИМОФЕЕВ.

Фото из архива И. Музыка.