Олена ЖОЛОБОВА, фото Бориса МЕДВЕДЕВСКОГО.
«Юнкера»: приз зрительских симпатий.
Получая приз на сцене, режиссер и актер фильма Игорь Черницкий сказал: «Это дорогого стоит. Главную оценку всегда дает зритель, и я готов всегда получать только призы зрительских симпатий. Я наблюдал, как на Театральной площади на открытом показе фильм смотрел человек без определенного места жительства. За время просмотра, мне показалось, что в нем что-то изменилось. Хочу надеяться, что и в его жизни тоже что-то изменится после этого фильма».
А днем ранее, после показа фильма в киноцентре «Премьер», Игорь
Черницкий, Николай Романов (композитор и исполнитель одной из главных
ролей) и актер Юрий Назаров ответили на вопросы журналистов о фильме и
не только.
– В фильме занято очень много молодых актеров. Легко ли им было
общаться на русском языке времен Александра Куприна?
Игорь Черницкий:
– Язык произведений Куприна – органичный естественный и очень
красивый. Исполнители ролей юнкеров – все выпускники актерских вузов
Киева, Санкт-Петербурга и Москвы. Работа над фильмом для них началась с
того, что ко всем партнерам по фильму они должны были обращаться на
«вы», независимо от возраста и положения.
Юрий Назаров:
– Очень жаль, что уровень словарного запаса у нынешней молодежи даже
ниже, чем у Эллочки-людоедки. У той хоть 30 слов было, а сегодня юноши и
девушки ограничиваются всего тремя: «жесть», «прикольно», «классно».
– Как проходил съемочный процесс?
Игорь Черницкий:
– В кино, по моему мнению, нельзя сыграть. В нем можно только
прожить. Поэтому старались приблизить съемочный процесс к жизни. Утро
начиналось с построения и молитвы. Ребята смотрели документальные фильмы
о юнкерах, посещали музеи и выставки в Питере, Москве. Дисциплина была
строгая. Правда, однажды на съемки к ребятам приехали девушки из Москвы.
Пели, веселились всю ночь. Естественно, утром актеры проспали. В тот
день как раз велись съемки сцены дуэли. И я уж в кадре от души отыгрался
на нарушителях дисциплины.
– Были трудности в процессе съемок фильма?
– Наверное, только физические. Приходилось совмещать работу режиссера
и актера. Первоначально на роль капитана Буланина я видел только Олега
Меньшикова. Но сценарист убедила меня играть самому. Сейчас я даже
жалею, что в следующем фильме для меня нет роли.
– Дорого нынче снимать исторические фильмы?
– Финансовая сторона чуть не поставила под сомнение весь процесс. Вы
не представляете, сколько стоит аренда, например, паровоза начала XIX
века! Деньги в кино вообще чуть ли не главная составляющая. Мне как-то
говорили каскадеры, что самый главный трюк в кино – это получить деньги
за свою работу.
– Где и когда еще можно увидеть фильм?
Игорь Черницкий:
– Нам повезло, что мы выиграли тендер в прокате. Вообще-то ранее
состоялась двенадцатисерийная телевизионная премьера фильма по мотивам
рассказов Куприна. Затем Министерство культуры РФ поддержало выпуск
экранной версии. Я надеюсь, что в год 140-летия со дня рождения
Александра Куприна выйдет и полноэкранная версия фильма по рассказу
«Поединок».
– Фильм можно назвать своеобразным гимном профессии военного. На ваш
взгляд, российская армия пережила уже свой кризис?
Людмила Мальцева:
– Мы проехали с показом фильма по многим городам. Меня просто
восхитило рязанское училище. Там воспитывают будущих десантников в
лучших традициях российского офицерства. Думаю, мы все-таки выстоим,
если есть еще такие ребята.
Игорь Черницкий:
– К сожалению, о возрождении армии пока говорить рано. Все процессы,
которые происходят в обществе, непременно отражаются на армии. Каждый на
своем месте должен помогать армии. Сегодня ей катастрофически не
хватает народной любви. Думаю, только любовь может спасти армию.
– Наверное, для этого фильмы, подобные вашему, надо показывать в
военных училищах чаще?
– Ребята их сами находят. Я очень рад, что, например, в Можайском
училище есть клуб поклонников фильма «Юнкера». Ребята стараются быть
похожими на героев. Изучают литературу и документалистику.
– Каковы ваши творческие планы?
– О! Если бы вы знали, сколько у меня планов. Правда, с таким положением
в киноотрасли, как сегодня, мне еще ста пятидесяти лет мало будет.
ПРИЗ ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ФЕСТИВАЛЯ
«Улыбка Бога, или Чисто одесская история».
Режиссер Владимир Алеников известен российскому зрителю по фильму
«Приключения Петрова и Васечкина». Поэтому первый вопрос на
пресс-конференции был посвящен именно возрождению детского кино.
– Владимир, почему вы не возвращаетесь к съемкам детских фильмов? Нет
ли планов снять продолжение про Петрова и Васечкина?
– Детское кино начнет возрождаться только при серьезном интересе
государства. Ни один продюсер не вложит средства в заведомо
нерентабельное дело. Сценарий Петрова и Васечкина, своеобразные
«Двадцать лет спустя», уже давно лежит на полке. Причина все та же: нет
финансирования проекта.
– Вы работаете в США. Почему многие наши режиссеры рвутся именно
туда?
– Голливуд – кинематографическая мекка. Конечно, мечта каждого
снимать там кино. Режиссер на съемках в США – просто бог. К нему не
подпускают никого. У нас же режиссеру приходится заниматься абсолютно
каждым моментом съемочного процесса: не проследишь – не сделают…
– Есть некоторые режиссеры, у которых за определенную сумму может
сняться каждый. Сколько стоит «сыграть» в вашем фильме?
– У меня снимаются только профессиональные актеры.
– Есть ли уже призы у «Улыбки Бога…»? Рассчитываете на успех фильма
в Ейске?
– Фильм получил более 20 различных наград: за лучший актерский
ансамбль, за лучшее музыкальное оформление, за лучшее исполнение мужской
роли и так далее. Но здесь я не ради призов, я здесь только ради
зрителя.
– Ваша дочь пошла в журналистику. Почему не выбрала актерское
искусство?
– Когда-то Ася поняла для себя важную вещь: она не актриса. Я тоже
считаю, если человек не родился актером, то никакая учеба, курсы не
помогут ему добиться успеха. Человек сам должен понимать, для чего он
родился. Я в этом уверен.
«Люди добрые»: специальный приз руководителя Ейского района
за лучшее
исполнение мужской роли – Александр Чевычелов (на фото) и специальный
приз оргкомитета фестиваля «Ейский Маяк» за лучший сценарий – Владимир
Гуркин (посмертно).
Для Александра Чевычелова роль в фильме «Люди добрые» – кинодебют.
«Играть в полном метре, – сказал актер на пресс-конференции после
показа, – не так как в сериалах. Для меня все было по-новому: экспедиция
(съемки натуры велись в Ярославской области), огромная съемочная
группа, множество камер, звукового оборудования – я даже не представлял,
что может быть столько аппаратуры». Остальные съемки велись уже в
павильоне. Но на все время работы занятым в фильме актерам не
разрешалось общаться со сценаристом. Известный киноманам по сценарию
фильма «Любовь и голуби» Владимир Гуркин мечтал о комедийном продолжении
истории своих героев. Режиссер же Алексей Карелин определил жанр фильма
как драму и не хотел, чтобы на актеров повлиял автор. Владимиру Гуркину
представили уже законченный вариант фильма.
Театральный опыт Александра Чевычелова очень пригодился в фильме: вся
картина выдержана на эпизодах крупным планом с двумя-тремя актерами в
кадре. «История основана на реальных событиях, все персонажи очень
подробно выписаны, – рассказал актер. – Было очень легко играть, так как
на съемках мы с другими актерами жили практически одной семьей».
До кино в арсенале Александра Чевычелова множество театральных ролей,
работа в сериалах. «Я родился актером, – уверен Александр. – Испытываю
настоящее удовольствие от игры. Конечно, после спектакля устаешь, но это
очень приятная усталость, она несравнима с усталостью от работы у
станка». Сын Александра Чевычелова тоже актер, у него уже два приза за
работу в кино. «Его называют одаренным, – признается Александр, – хотя я
был против его актерской судьбы. Но когда я увидел его в спектакле на
первом курсе, то понял, что сын не случайно выбрал профессию…»
«Голубка»:
призы за лучшее исполнение мужской роли – Александр Коршунов
и лучшее исполнение женской роли – Инга Оболдина.
На фестивале «Голубку» представлял Александр Коршунов.
– Александр, расскажите, пожалуйста, о прототипе вашего героя?
– Это настоящий народный художник. Геннадий Архиреев и его жена –
друзья режиссера фильма из Казани. Перед съемками мы ездили с ними
знакомиться. Я испытывал волнение, боялся несоответствия образу
художника не от мира сего. Но Геннадий оказался необыкновенно светлым,
поэтичным, теплым человеком. В основу фильма легла реальная история
любви Геннадия и Светланы. К сожалению, художник не дожил до премьеры
картины, но ему отвозили черновой вариант, и он остался доволен. В конце
жизни Геннадий очень болел, его мучили боли, а просмотр ленты, как
сказала его жена, удивительным образом их облегчал.
– Где проходили съемки?
– На острове Свияж. Необыкновенно красивое, удивительное место.
– Как вам работалось с партнершей Ингой Оболдиной?
— Я очень рад, что наша встреча состоялась. На роль Ингу утвердили
сразу. Считаю, что она великолепно раскрылась как драматическая актриса.
– В вашем герое чувствуются оттенки персонажей Шукшина. Вам об этом
говорили?
– Очень приятное сравнение. Специального посыла не было, и в работе
над образом тоже не обращались к произведениям Василия Шукшина. Но,
наверное, все герои из народа чем-то близки. Если мне удалось это
воплотить, то я рад.
– Вы прежде всего театральный актер. В каких спектаклях вас можно
увидеть?
– 6 июня состоялась премьера спектакля «Ученик Пушкина». В нем я
выступил и как режиссер. Очень давно мечтал об этом спектакле.