Сусанна СОМОВА. Фото автора.

В этом году муниципалитету впервые удалось «пристроить» в хорошие руки практически все побережье Должанской косы. Главную выгоду власти видели в том, что прибрежную часть будут, как максимум, благоустраивать, как минимум – убирать. Как это часто случается, на практике все оказалось иначе. Сегодня большую часть береговой линии украшают шлагбаумы с табличками «стоп». Жители станицы и горожане не могут попасть к воде и поминают инициативу администрации тихим злым словом.

Коса, являющаяся памятником природы, изрыта так, что передвигаться по
ней можно только на внедорожнике. Существующие дороги приводят к
кемпингам и пляжам, суточное пребывание на территории которых стоит от
100 до 250 рублей. Должанская – станица немаленькая, передвигаться по
ней пешком затруднительно. Отпускники приезжают к морю за десятки, а то и
сотни километров на машинах. Простой эксперимент, который мы провели,
подтверждает это. Утром буднего дня за 10 минут в станицу въехало больше
полутора десятка легковушек. Едва ли треть была с кубанскими номерами.
Приезжих вполне устраивают цены на услуги автокемпингов. А что делать
автолюбителям, вырвавшимся отдохнуть у воды несколько часов? «У нас нет
почасовой оплаты. Хотите позагорать пару часов – платите полную
стоимость», – такими словами встречали корреспондента и на левой, и на
правой части косы. О платной автостоянке на побережье тоже не слыхали.
Единственный выход – на свой страх и риск оставлять машину у дороги или в
лесу. В похожей ситуации регулярно оказываются аборигены и вполне
респектабельные курортники, снимающие у них жильё.

dolzhanka.jpg Сложнее стало не только добраться до кромки моря, но и свободно
воспользоваться пляжем. Арендаторы ограничивают доступ курортников на
территорию разными путями. Формально вход на пляж бесплатный, но, как
правило, его территория заставлена топчанами, шезлонгами и прочим
инвентарём, которым отдыхающим поневоле придётся воспользоваться и,
соответственно, заплатить за это. «Если платишь за отдых, хочется, чтобы
на пляже было не как в общественном транспорте в час пик»
, – рассуждает
туристка из Воронежа Ольга Семихватская. Впрочем, даже заплатив деньги,
курортнику не стоит расслабляться. Каждый пляж теперь находится под
чьим-то крылом, но с обустройством арендаторы не спешат. Например, на
пляже «Касабага» из видимых признаков цивилизации – два грубо
сколоченных навеса и холмик пакетированного мусора. Бесплатный кусок
песка с небольшим набором услуг (душ, кафе и сравнительно чистый песок)
мы нашли только в районе старого кирпичного завода. Знающие люди
подсказали, что зоной, свободной от предпринимательства, осталась
оконечность Должанской косы, а также участок берега от детского лагеря
«Азов» до базы отдыха «Ветерок». Правда, «там грязно», добавили они.

Как пояснили в администрации поселения, обещанный станичникам еще в
прошлом году бесплатный пляж не появится. Участок под него выделили, но
не тот, что хотели должанцы. Станичников и власти поселения устроил бы
кусок берега у аварийно-спасательного формирования – там относительно
обустроенная территория. А дали на отшибе, место дикое и на его
благоустройство денег в казне нет. Ситуация складывается странная, как
сказал глава поселения Павел Дженжеря: «Этого безобразия не должно быть.
Местных жителей при предъявлении удостоверения личности должны пускать
на пляж бесплатно».
Решить проблему самостоятельно должанцы не могут,
поскольку побережье является краевой собственностью. С просьбой о помощи
они обратились к исполняющему обязанности главы района Максиму
Нечитайло
и районному депутатскому корпусу. В свою очередь в курортном
отделе муниципалитета считают, что территория, которая выделена под
муниципальный пляж, выбиралась так, чтобы добраться туда можно было и
пешком, и на машине. «Как можно отобрать участок у арендатора, который в
надежде на продолжение своего бизнеса благоустраивал его несколько
лет?» – задает вопрос ведущий специалист отдела Владимир Передерий. Он
добавил, что в поселении есть техника для благоустройства пляжа. А
делать его платным или нет – полное право станичной власти.

Если обратиться к Водному кодексу, то в соответствии с этим
документом, в 20-метровой полосе от кромки воды можно ходить только
пешком, здесь не должно быть вообще никаких машин. Кроме того, в
полукилометровой водоохранной зоне разрешено передвигаться только по
реально существующим дорогам. В принципе, должанцы и ейчане не имеют
ничего против платных пляжей. Просто они боятся, что со временем отдых у
моря станет для них вообще недоступным.