Имя Николая КОЛАЕВА хорошо известно в педагогических кругах. Почти тридцать лет он был бессменным руководителем городского отдела народного образования. Корреспондент Сана КРАЕВСКАЯ встретилась с Николаем Павловичем, чтобы узнать его мнение о переменах, которые происходят сегодня в школе.

 – Воспитывают родители, воспитывает школа – это в идеале. Но чаще
семья кивает на школу, а учителя призывают родителей больше внимания
уделять детям. Кому должна быть отдана пальма первенства?

 – Двум общественным институтам предназначено идти в одном
направлении, к одной цели – дать достойное воспитание ребенку. Конечно, в
начале детской жизни – родители непререкаемый авторитет. Это люди,
которые кормят-поят и учат различать «что хорошо, а что плохо». Школа,
наряду с передачей определенных знаний, должна развивать у детей
«хорошее начало» в самом широком смысле этого выражения. Во всяком
случае, так должно быть. Но неписаные законы сломаны, причем сделано это
не вчера. Поступки отдельных молодых людей шокируют, безнравственность
«прописалась» на телеэкранах, в Интернете. Сериал «Школа», по моему
мнению, обозначил все изъяны в воспитании нынешнего поколения. Но не
стоит искать виновных в просчётах воспитания, ответственность в равной
степени несут родители и педагоги. И сейчас надо всем миром встать на
защиту ребёнка. Школе следует усилить воспитательные функции, некогда
бывшие приоритетными в её деятельности.

 – А хватит ли педагогам компетенции? Согласитесь, сегодняшняя школа
держится на «старой гвардии» с учительским стажем в 20-30 лет…

 – Я с большим уважением отношусь к учителям, которые остались верны
школе, не ушли в «лихие» девяностые годы на рынок, хотя выживать на
учительскую зарплату тогда было не просто. Квалификация
учителей-ветеранов, безусловно, велика. Но этого в современной школе
теперь недостаточно. Информационные технологии вытесняют из учительских
рук мел. Интерактивные доски, Интернет-ресурсы – вот инструментарий
сегодняшнего учителя. Возраст, на который вы намекаете, не помеха.
Настоящий преподаватель учит других и постоянно учится сам: у коллег и у
своих учеников. Насколько мне известно, в Ейском районе есть примеры,
когда учителя успешно идут в ногу со временем.

 – Сегодня единый госэкзамен из экспериментального проекта стал
обязательным и единственным. На ваш взгляд, ЕГЭ – перспективная идея?

 – Идея независимой экспертизы знаний, заложенная в ЕГЭ, хороша.
Повысилась ответственность и ученика, и родителя, и учителя за получение
свидетельства об итоговой аттестации. Она стала в разы больше, чем в
случае с получением обычного аттестата. Другое дело, как идея
реализуется. Ведь задумывали ЕГЭ в целях борьбы с коррупцией и для
повышения объективности оценки, а оказалось, всё зависит от того, в
каком регионе ученик сдаёт экзамен. Возьмите хотя бы инцидент в
Морозовском районе Ростовской области. Попытка подделки результатов
экзамена привела к уголовному делу. Не нравится мне нервотрёпка и
ажиотаж вокруг самой процедуры проведения ЕГЭ. Конечно, выпускники
считают себя взрослыми, но пока для них это слишком большая
психологическая нагрузка. Как мне кажется, надо бы параллельно с едиными
госэкзаменами проводить и традиционные выпускные испытания. Особенно
для тех выпускников, которые не планируют поступление в высшие учебные
заведения. Одним словом, проблему надо обсуждать всем обществом.

 – Сегодняшние выпускники отличаются от тех, что покидали школу
несколько десятилетий назад?

 – Безусловно, выпускники 2010 года, на мой взгляд, очень выгодно
отличаются от своих сверстников, окончивших школу 10-15 лет назад.
Сегодняшнее поколение более коммуникабельное. Большинство ребят знают,
как им обустраивать в будущем свою жизнь: дальнейшее образование,
престижная работа, карьера. Они на «ты» с компьютером, а Интернет – их
лучший друг. И хочется верить, что наше хорошее будущее состоится именно
благодаря такой молодежи: умной, талантливой, целеустремлённой и
воспитанной.

 – У вас большой стаж управленца. Начинали преподавателем, были
директором школы. Сегодня смогли бы взвалить на себя такую
ответственность?

 – Быть директором школы в наше время – трудновыполнимая миссия.
Почёта осталось мало, а заботы и тревоги теснят сердце и душу. Я знаю
лично директоров школ города не один год, знакомы мне и руководители
многих сельских школ. Директор должен уметь всё: и уроки хорошие давать,
и со старшеклассниками поговорить по душам, и быть советчиком
родителям. Вот только материальные заботы, хлопоты по содержанию школы,
организации учебно-воспитательного процесса отнимают очень много
времени.

 – Районное управление образования – ведомство, которое объединяет
более сотни учреждений. В них учатся и воспитываются более 16 тысяч
детей, трудятся без малого 2 тысячи педагогов…

 – Во-первых, соединить две системы образования в одно целое – дело
архисложное. А ведь получилось! Работает этот огромнейший механизм без
перебоев и потрясений, хотя ущербная экономика последних 5 лет нанесла
немало ощутимых ударов, да и от старых ран, образно выражаясь, наши
образовательные учреждения пока не оправились. Например, городская
средняя школа № 20 и лицей № 4 нуждаются в экстренной помощи – им
необходим капитальный ремонт, причём очень затратный. Восхищаюсь
стойкостью руководителя управления Ирины Альфредовны Каиновой. Она моя
преемница, поэтому ревностно слежу за успехами её хозяйства.

 – Получится ли кардинально изменить жизнь педагогов с помощью
национальной программы «Наша новая школа»?

– Мне нравятся направления, на которые делается ставка: воспитание
ребёнка, укрепление и повышение социального статуса учителя. Очень
импонирует курс по созданию в каждой школе особой творческой среды, «где
таланты будут сами прорастать». А вот избавиться быстро, в самом прямом
смысле, от ветхих школ будет далеко не просто.