Нет покоя в приёмном покое

На смену забытому «приёмный покой» пришло новое название – приёмное отделение. На самом деле более беспокойное место в Ейской центральной районной больнице вряд ли найдёшь. Не только потому, что многих пациентов доставляют сюда, когда для медицинской помощи важна каждая минута.

 

Порой приходится утихомиривать доставленного «скорой» пьяного, решить, нуждается ли он в госпитализации. И если нет – в санпропускник, чтоб дать возможность протрезветь и отправить восвояси. Как раз заходит фельдшер «скорой помощи» — мужчину вернут в Камышеватскую, «откуда взяли». А вот заведующая приёмным отделением Любовь Абрамовна Гольдина приглашает ожидающую в коридоре соцработницу. Та взволнована: «К вам поступала бабушка (называет фамилию). Она хоть жива» «Жива!»

 

На пороге приёмного отделения фельдшер «скорой помощи»: «Пациент с ОКС (острый коронарный синдром – авт.). Подозрения на инфаркт или острую ишемию с блокадой левой ножки пучка Гиса». Малопонятные слова ещё больше пугают тридцатилетнего мужчину и его мать. Пациенту уже сделали ЭКГ. В диагностическую палату заходит кардиолог. Склоняется над электрокардиограммой, осматривает пациента. Боли, объясняет, могут быть неврологического характера, мышечные. Назначает обезболивающий укол. «Инфаркта нет, сейчас вас отвезут домой», — успокаивает он мать.

 

«Я ногу подвернул!» — с порога заявляет молодой мужчина. Подсказывают, как пройти в травмпункт. Поток пациентов, кажется, никогда не закончится. Обычное дело, особенно после выходных и праздников. Любовь Абрамовна проходит в палату к очередному пациенту. После ЭКГ и осмотра специалистами его направляют в кардиологию, в палату интенсивной терапии (ПИТ). Важно как можно быстрее распознать инфаркт, инсульт, остановить кровотечение… У женщины болит желудок, у другой – подозрения на пневмонию. Это то, с чем ежедневно сталкиваются работники приёмного покоя. Срочные анализы, рентген, УЗИ… Если нужно – промывание желудка. И даже ночью в случае необходимости бегом за кровью на станцию переливания. Будни, без преувеличения, суровые. Некоторые пациенты сами «постарались», чтоб сюда попасть. Бабушка упала в обморок — парилась в бане. Пожилая женщина привела мужа, у которого «голова болит и колет сердце». «До этого несколько дней пил и за это… я ударила его шваброй». После такого признания пациента направляют ещё и на рентген.

 

Снова к приёмному отделению подъезжает «скорая». Пациентку вносят на носилках, и она уже под капельницей. Фельдшер рассказывает: «Говорит, сдавала кровь. А оттуда сразу в банк заплатить кредит. Когда мы приехали, давление было 20 на 40, мы подняли его до 50 на 60». «Сейчас уже 120 на 80, — сообщает Гольдина и по телефону узнаёт о наличии свободных мест в отделении. — Что ж вы так себя не бережёте?» — это уже пациентке. А пациенты разные – один относится к себе халатно. Другой, поставив сам себе диагноз, требует положить его в кардиологию, неврологию… «Говорю, что у меня не криз! У меня сердце!» – с порога заявляет женщина. Любовь Абрамовна выслушивает жалобы и приглашает кардиолога… Всегда лучше перестраховаться – планка ответственности медработников приёмного отделения головокружительно высока.

 

Но многие обращаются в приёмный покой по собственному разумению: из-за отсутствия терпения желают обойти специалиста участковой поликлиники. «Попало что-то в глаз, два дня болело, и сегодня — сильнее» — «аргумент» обратиться в приёмный покой среди ночи. В помощи, конечно, не отказывают. А ещё бывает, родственники больного начинают топать и кричать, чтобы ему оказали помощь в первую очередь. Они не знают правил. Доктора «скорой» уже провели предварительный осмотр. Но заключение, нужна ли госпитализация, должен делать специалист профильного отделения больницы. А у него в это время может быть обход. И если случай не экстренный, придётся немного потерпеть. Просто так заставлять больного ждать врач не станет. К сожалению, с непониманием работники приёмного отделения сталкиваются не так уж редко. Случались и угрозы. И не случайно на видном месте плакатик об административной ответственности за оскорбление врача. Впрочем, у самих врачей нет ни времени, ни желания об этом рассуждать. Большее, что позволяют себе, вздохнуть: «Это наша работа».

 

Приёмное отделение как зеркало ЕЦРБ. Именно здесь пациент получает первые впечатления о больнице и о медицинском персонале. И было бы несправедливым не сказать, что отношение ейчан к приёмному покою порой неоднозначное. Кто-то считает, что слишком долго ждал врача. Кто-то рассчитывал попасть в другое отделение. Кажется, догадалась: насмотримся сериалов, в которых к каждому прибывшему пациенту сбегается толпа врачей, наперебой оказывают помощь… Будни приёмного отделения – не кино. Но всё же в экстренных случаях, когда надо поставить правильный диагноз и начать лечение, счёт идёт на минуты. Помощь таким пациентам оказывают в первую очередь и как можно быстрее выдают результаты рентгена, томографии, анализов. Но всё же нет в медицине киношной романтики. Приёмное отделение – всегда страдания и слёзы. И здесь работают профессионалы, умеющие в экстремальной ситуации принять точное решение. А ещё, люди с огромным запасом терпения, для которых спасать человеческие жизни стало делом обыденным. «В приёмном отделении ЕЦРБ десять медсестёр и десять санитарок. «Медсёстры Елена Есипенко, Елена Мулика, Ирина Карпенко, Лидия Арбузова работают больше двадцати и даже больше тридцати лет. И молодые в профессиональных навыках не уступают», — рассказывает Гольдина. Добавлю, что сама заведует приёмным отделением с 2002 года, а общий медицинский стаж Любови Абрамовны – сорок три года.

 

…В любое время дня и ночи обращаются в приёмное отделение те, кто решил не вызывать «скорую». Вспоминаю, так было, когда, начитавшись в интернете о «свином гриппе», люди буквально ломились в больницу. Даже с температурой 37,2 могли прибежать в приёмное отделение, чтобы узнать, не умрут ли и не пора ли, пока есть время, срочно госпитализироваться. А сейчас, случается, идут сюда измерить давление. Спросить, что принять от головной боли… Хотят «в больнице дообследоваться», устав ходить по частным кабинетам. И многие подавлены, раздражены. За сутки через приёмное отделение проходят 100-110 человек, бывало и 125. «Выныриваю» из потока пациентов. Моё «дежурство» закончилось. Закрываю за собой металлическую дверь. Навстречу мне… машина «скорой помощи».

Татьяна ШЕКЕРА.