Когда в финале краевого конкурса победителями номинаций «Учитель ОПК» и «Учитель кубановедия» безоговорочно стали две ейчанки, группа поддержки Ейского района за считанные минуты по телефону обрадовала всех, кто поддерживал наших участниц. «Уже через несколько минут с поздравлениями мне звонила мама», – рассказывает финалистка Юлия Юсопова, учитель начальных классов СОШ № 1 города Ейска. Впечатлениями о конкурсе, учительстве и детях она поделилась с корреспондентом Оленой ЖОЛОБОВОЙ.

 – Юлия Алексеевна, как оценивали свои шансы на победу перед
финалом?

 – Для меня даже победа на муниципальном этапе стала большой радостью.
Когда ехала в Краснодар, чувствовала поддержку своего директора,
учителей, родителей моих учеников. Это было очень важно – знать, что
есть надежный тыл. Все пять дней конкурса на связи были практически все,
старались оказать любую помощь. При этом до последнего говорили:
главное, что ты уже стала краевой финалисткой. Мне очень хотелось
выступить ярко, поддержать всех этих людей.

– Предчувствовали победу?

 – Нет. Интрига сохранялась на протяжении всех испытаний: «круглого
стола», пресс-конференции, открытого урока в одной из краснодарских
школ. О том, что стала первой в своей номинации узнала прямо на сцене. А
когда объявили победителя в номинации «Учитель ОПК» – ейчанку Елену
Чуклину – наша группа поддержки (начальник и специалисты управления
образования района, замглавы района по соцвопросам, директор СОШ № 1) в
зале просто неистовствовали. Их азарт передался и нам.

 – Юлия Алексеевна, как давно вы в педагогике?

 – С 1993 года. Начинала и долго работала в областном центре
Казахстана. Сюда переехали с семьей недавно. Почувствовала разницу: в
крупном городе больше возможностей бесплатно и без отрыва от учебного
процесса повысить квалификацию, посетить семинары, заняться
самообразованием.

– Почему уехали?

 – Несмотря на то, что русский язык в Казахстане имеет статус второго
государственного, с каждым годом упор на изучение казахского усиливался.
Например, когда несколько лет назад мы уезжали, на 2 часа русского
языка в неделю приходилось втрое больше казахского языка и литературы.
Понятно, что для независимого государства это необходимо, но мы решили
вернуться в Россию.

– То есть на Кубань попали случайно? Как удалось «влиться» в
преподавание нового для вас предмета – кубановедения?

 – Практически сразу. Очень удачно разработан учебный комплект для
начальной школы: яркий учебник, удобные рабочие тетради. Но больше всего
мне понравилось, что уроки кубановедения можно построить творчески, на
них больше возможности раскрыться и детям, и педагогу.

 – Какие формы работы больше всего нравятся ребятам?

 – Очень запоминается работа по созданию своей родословной.
Подключаются родители, бабушки и дедушки. Звонят, интересуются, создают
уникальные работы. Это и семейные газеты, и презентации. Вовлечь
родителей в учебный процесс – это уже победа. И именно уроки по истории
родного края, исследованию места, в котором живешь, объединяют семью
больше, чем уроки точных знаний.

– Считается, что пока дети в «началке», родители еще
интересуются учебой. Все ли первоклассники приходят с одинаковыми
знаниями?

 – Нет, конечно. Есть те, кто уже свободно читает и считает, но есть и
такие, кто даже буквы не все знает.

– Кого-то приходится учить с нуля, а кому-то в это время
скучно. Как выходите из положения?

 – В первый класс берут деток с любым уровнем знаний. Уже к концу года
все должны овладеть программой одинаково. Трудно, конечно, первое
время: в классе больше 30 учеников, одних обучить, другим дать задание.
Но уже через 3-4 месяца все выравниваются. Сегодняшние первоклашки
вообще более подвижные и реактивные. Раньше на уроках счету и чтению
«обучали» Буратино, куклы. Теперь время интерактивной доски,
компьютеров. На интересе детей к технике можно сыграть. Сегодня важная
задача – не вложить знания, а научить ребенка добывать их, искать
способы действовать в различных ситуациях.

– А кем сегодня мечтают стать первоклассники?

 – Мальчишки – от милиционера до спецназовца, девчонки – певицами и
парикмахерами.

– Первая учительница всегда была второй мамой для учеников.
Сейчас отношение детей не изменилось?

 – Слава богу, нет. Любят, ревнуют, пытаются обратить на себя
внимание. Вообще, дети – это самая большая радость в нашей работе. Утром
захожу в класс, вижу их, и любые неприятности отходят на второй план.

– Бывает, что веселят?

 – Вспоминаю один случай: попросила написать предложение про коров,
используя как можно больше ярких определений. В ответ получила: «Бодрые
коровы весело щипали сочную траву на городском кладбище». Естественно,
имелось в виду «пастбище», но что получилось, то получилось.

– Вы совмещаете должность учителя и завуча. Где черпаете силы?

 – Огромную поддержку оказывает семья. Моя мама – педагог. Муж с
пониманием относится к моей занятости. И еще раз все-таки ученики. Без
творческого задора, любви к детям и терпения в школе удержаться трудно.