Музейная бессонница

«Музейная бессонница» недавней ночью охватила города и страны. Международную акцию «Ночь музеев» назвали как нельзя удачно — ведь ночью оживает волшебство. Соприкоснуться с ним пришли в музеи сотни тысяч жителей Кубани. А так как 2016-й объявлен Годом российского кино, в Ейском историко-краеведческом музее имени В. Самсонова рассказывали посетителям о том, как зарождался кинематограф, какими были фильмы и какие жанры пользовались спросом. Действо состоялось в зале «Гордость Ейска». Марина Сидоренко, заместитель директора музея, «пролистала» кинолетопись, посвящённую знаменитым землякам, и открыла собравшимся на эту встречу не всем известные страницы.

 

К иноэпопея «Война и мир» стала первым советским фильмом, получившим золотого «Оскара». Сергей Бондарчук был не только режиссёром этого фильма, но и сыграл в нём Пьера Безухова. А началось с того, что в 1961-м в Министерство культуры СССР пришло письмо, подписанное видными военачальниками. В нём говорилось, что необходима отечественная экранизация мировой классики – романа Льва Толстого «Война и мир». «Как известно, американский фильм, созданный по этому роману, не передал ни художественных, ни национальных особенностей эпопеи Толстого, ни великого освободительного духа борьбы русского народа, чем вызвал справедливые претензии советского зрителя. Русский фильм «Война и мир», — говорилось далее в письме, — может стать событием международного значения, если за него возьмётся такой режиссёр, как народный артист СССР, лауреат Ленинской премии С.Ф. Бондарчук». Полководцы оказались правы.

 

На экране оживают кинокадры, их дополняет инсценировка артистов Театра драмы и комедии Дворца культуры. Первый бал Наташи Ростовой… Момент истины для Пьера Безухова — Бородинское сражение… «Но роль Безухова, — рассказывает заместитель директора музея Марина Сидоренко, — никто «не потянул». И Бондарчук был вынужден «попробовать» себя. Хотя несовпадений было много. Пьер у Льва Толстого значительно моложе да и значительно полнее. Пришлось Бондарчуку на двадцать килограммов потолстеть. Зато, признается после, именно Пьер был ему ближе всех по мироощущению.

 

Бывший фронтовик, Сергей Бондарчук знал Великую Отечественную не понаслышке, — продолжает ведущая. — И к 30-летию Победы Министерство обороны настоятельно попросило режиссёра снять фильм «Они сражались за Родину». «Настоятельно» — потому что не было готового сценария, да и сам роман был не закончен Михаилом Шолоховым. И Бондарчук берётся за написание сценария, а затем — за съёмки фильма». И снова кинокадры сопровождает театральная инсценировка – «солдаты на привале». Здесь каждый со своей судьбой, своим характером, своей личной драмой. Но все они сражались за Родину и потому победили.

 

Героиня кинолетописи Нонна Мордюкова – великая актриса ХХ века. «Истинно русская женщина!» — говорили о ней. Нонна обладала царственной красотой, хотя цариц ни разу не играла. И снова артисты театра драмы и комедии – на этот раз фрагмент из «Бриллиантовой руки» (на снимке). Ведущая напоминает ушедшие в народ слова героинь, которых так талантливо сыграла Нонна. «Хороший ты парень, но не орёл…» «Наши люди в булочную на такси не ездят», «А если не будут брать, отключим газ». «Я не знаю, как там в Лондоне, я не была. Может, там собака – друг человека, а у нас управдом – друг человека». Зрители живо откликаются. А Сидоренко рассказывает, как в одном из интервью Мордюкову спросили, не обидно ли, что Бондарчук «на троне», а её скульптор изобразила сидящей на ступеньках, да ещё босую. Великая актриса не растерялась: «Зато я ближе к народу!» «Приходилось слышать, что Нонна Викторовна не любила Ейск, поскольку редко приезжала к нам», — рассказывает ведущая. И как ответ предлагает ейчанам видеообращение сестры актрисы Натальи Викторовны Катаевой. Из-за занятости, а потом – из-за болезни, Нонна не могла приезжать часто. Но за неё это делали сёстры. И она жадно, в мельчайших подробностях выспрашивала у них о родном городе.С нова светится экран. Кинолетопись рассказывает про наших известных, талантливых земляков. Евгений Червяков, актёр и режиссёр, написавший сценарий и снявший фильм «Поэт и царь», в котором сыграл роль Пушкина. Дмитрий Васильев, актёр, сценарист и режиссёр «Мосфильма», сорежиссёр Ю. Райзмана, С. Эйзенштейна, В. Пудовкина в фильмах «Во имя Родины», «Адмирал Нахимов», «Жуковский»… Татьяна Пельтцер, сыгравшая в Ейске много блистательных ролей в Передвижном театре Красной Армии. Следом — кадры современных кинофильмов. Ейчанка Елизавета Пащенко в роли эксперта-криминалиста в приключенческом фильме Ю. Ильина «Петля времени». Евгений Цымбал, кинорежиссёр, известный документальной лентой «Тетрадь из сожжённого гетто».

 

Богата на таланты кубанская земля! Ейчане гордятся этим и готовы продолжать фото- и кинолетопись малой родины. В дни музейного фестиваля на страничке нашего музея в «одноклассниках» проходила акция «Фото с историей». Присылали не только старые фотографии. Ирина Пасечник подарила видео, записанное в Ейске в 1971 году. Просмотр сопровождали бурные эмоции, воспоминания и ностальгическая грусть.

 

Под занавес «музейной ночи» слово взяло ЕТВ. В импровизированной телестудии желающие могли сообщить зрителям программы «Вечерний Ейск» главные новости — встречу в историко-краеведческом музее посвятили кино, в музыкальной гостиной художественного музея — музыке и песням из любимых фильмов о войне. А в мемориальном музее И. Поддубного можно было посмотреть первый фильм о русском богатыре «Борец и клоун».

Татьяна ШЕКЕРА,

фото автора.