Татьяна ШЕКЕРА. Фото автора.

12 мая Международный день медицинской сестры.

“Все дружно положили руки на стол, – обращается к студенткам Мадина Камбулатовна, преподаватель сестринского дела. – Поставим пальчики вертикально и постучим. Получается? Значит ногти нужно подрезать. Чтобы не оцарапать пациента. А теперь все снимаем кольца и цепочки! Они мешают медсестре работать и могут даже повредить больному, к примеру, во время перевязки. “Шпильки” тоже не годятся – стук каблуков больному слушать ни к чему. И быстренько убрали волосы под колпаки!”.

Будущие медсестры, второкурсницы Ейского медицинского колледжа,
торопливо заправляют под шапочки непослушные челки. Преподаватель основ
сестринского дела Мадина Камбулатовна Елизарова строгим глазом оценивает
внешний вид студенток. И можно приступать к занятиям. Тема сегодняшнего
“Методы простейшей физиотерапии”. Студентки учатся профессионально
поставить больному пузырь со льдом, грелку, сделать компресс или
лечебную ванну. Главное, со всей ответственностью отнестись к этим,
казалось бы, несложным процедурам. Девушки перечисляют противопоказания и
возможные осложнения. “В нашем деле главное – не навредить больному”, —
повторяет Мадина Камбулатовна. Она девятнадцать лет преподает основы
сестринского дела. До этого сама работала медсестрой.

Ейский медицинский колледж ежегодно выпускает, в среднем, девяносто
медицинских сестер. А спрос на них не только в Ейске, но и в
Краснодарском крае не уменьшается. И прежде всего, это объясняется
хорошим качеством профессиональной подготовки наших медсестер. Основам
сестринского дела их обучают опытные преподаватели Мадина Камбулатовна
Елизарова, Надежда Ивановна Костенко, Татьяна Семеновна Панасенкова,
Раиса Ивановна Иосифова.
“И очень важно, что учебные кабинеты нашего
медколледжа работают на базе центральной районной больницы,
– объясняет
Мадина Камбулатовна. – Студенты большую часть времени обучаются
непосредственно в больнице, вникают в организацию лечебного процесса,
чувствуют рабочую обстановку. Ведь даже в учебный кабинет они идут через
лечебные отделения”.

“И все-таки… – возвращаю студенток к началу занятия, – медсестра должна
расположить к себе больного. Как вызвать у него симпатию, если даже
косметика под запретом?”
Студентки, кажется, теряются от столь
“коварного” вопроса. Но тут же отвечают: “Чтобы понравиться больному,
надо быть доброжелательной. Посочувствовать ему, успокоить. Можно…
улыбнуться, по руке погладить”
. “Но главное – нужно профессионально
выполнять все назначения и процедуры!
 – напоминает Мадина Камбулатовна.
Что толку в медсестре, которая будет больному мило улыбаться и делать
все неправильно! Вы сами,
 – спрашивает студенток, – доверили бы жизнь
своего родственника самоуверенной накрашенной и ничего не знающей
сестре?” “Нет…”
– отрицательно качают головами будущие медсестры. И
продолжаются занятия. Поставить грелку – что тут сложного? Оказывается, и
для этого знания нужны. Иначе лечебная процедура может вместо пользы
принести больному вред.

…Сколько предстоит им сделать уколов и капельниц, поставить грелок и
компрессов, выполнить всевозможных медицинских процедур. Но даже с
многолетним опытом их навыки не должны превращаться лишь в
автоматические. Как и сами медсестры не должны превращаться в
профессиональных роботов. “Звание медицинской сестры на Руси всегда
ассоциируется с сестрой милосердия. Невозможно говорить о
профессионализме без сердечного отношения к больным, – говорит Валерий
Аркадьевич Дорошенко, директор Ейского медицинского колледжа»
. И желает
всем медсестрам милости сердца.