Большегрузы – ужас дороги

Обратная сторона медали

Не раз с проезжающего лесовоза падали брёвна. Никто не пострадал, но заборы помяло. Да что там брёвна, круглый год едут машины с зерном, его даже не прикрывают пологом. Грязные обочины неприятны для людей, но это — постоянная «столовая» для воробьёв и других мелких птиц. Есть пешеходные «зебры», светофоры, однако переход дороги по-прежнему сродни «русской рулетке». Под окнами домов машины, ожидающие разгрузки, стоят часами. Иногда даже не выключают двигатель. Некоторые стивидорные компании отказались от автотранспорта в пользу железной дороги, но от перемены мест слагаемых итог не изменился.  «Давайте проведём простой подсчёт: за прошлый год через порт прошло около двух миллионов тонн сельхозгрузов. Исходя из того, что обычно одна машина везёт 25 тонн, в году 365 дней, получаем 219 большегрузов (в одну сторону и столько же обратно), а ещё частный и общественный транспорт. Теперь вы понимаете?» — говорит Виктор Погребняк, живущий в доме на улице Портовая Аллея, 2. Большегрузы проезжают мимо его дома буквально в семи метрах. Такое заявление мне показалось несколько преувеличенным, поэтому решила провести эксперимент-подсчёт. Результат оказался удручающим: днём в выходные «КамАЗы» проходят по Нижнесадовой и Портовой Алле каждые 12 секунд (!), в будни – через три минуты. Знаки ограничивают скорость 40-ка километрами в час, но, похоже, на «КамАЗы» пересели пилоты «Формулы-1». За два дня я увидела только одного законопослушного водителя, ехавшего не спеша. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что причина совсем в другом — рядом с авто едет дедушка на велосипеде. Лучше на минуту затормозить, чем сесть на несколько лет. И при этом за два выхода на трассу не увидела ни одного автоинспектора.

От движения большегрузного транспорта выходит из строя дорожное полотно. Достаточно стать на середину дороги, ведущей в порт, чтобы чётко увидеть, как справа (где идут гружёные машины) она основательно продавленная. Все годы власти пытаются убедить портовиков ремонтировать трассу вскладчину. Один раз они даже скинулись и пожертвовали миллион рублей. Больше жестов доброй воли не было. Максимум, на что идут портовики из любви к народу, – покрасить заборы вдоль своей территории, собрать мусор да высадить цветочки. Владельцы стивидорных компаний живут от Москвы до Сан-Франциско. На месте работают наёмные служащие, которые долго на одном посту не задерживаются. Налоги платятся (в казну муниципалитета попадают крохи), федеральное законодательство соблюдается, чего ещё надо?

Оба моих похода были после дождя, но под колёсами вздымались облака из грязи, воды и выхлопов. Дышать стало тяжело, уши закладывало. Когда на улице сухо и жарко, обстановка становится просто адской. И, тем не менее, специалисты территориального отдела  Роспотребнадзора, сделав замеры, выдали заключение: максимальный разовый уровень азота диоксида, серы диоксида, углерода оксида не превышен (протокол №66347 от 6.11.2015г.).

 

А грузовик и ныне там

В 2009-м жители добились, чтобы местные власти установили знаки, ограничивающие скорость грузового транспорта по Нижнесадовой и Портовой Аллее, а ночью  им вообще запретили ездить в порт. Но ни тогда, ни сейчас водители не принимают во внимание ограничения. В своё время глава района Сергей Тулинов предложил жителям, стивидорам и грузоперевозчикам выход — создать на въезде в город терминал, который способен принимать 500-700 машин в сутки. Для этого нашёлся  подходящий земельный участок в селе Александровке. Но даже если бы терминал был построен, машины не перемещаются на разгрузку по воздуху. В конце 2011 года жители даже грозили перекрыть трассу. Группа ейчан планировала подать жалобу в Страсбургский суд. В 2012-м глава района Михаил Тимофеев дал поручение проработать изменения в движении большегрузного транспорта. В качестве альтернативы улице Нижнесадовой рассматривалась Портовая Аллея. Это наиболее оптимальный вариант, но при условии строительства дополнительного участка дороги от переулка Портового до порта «Виста». Финансировать проект предполагалось из районного и городского бюджетов и за счёт портовых предприятий. Местные жители только усмехнулись: не знают чиновники реального положения дел. Оба проекта так и остались прожектами. Ещё более фантастические предложения – намывка берега в Ейском лимане, чтобы по нему пустить грузовую трассу, и перенос порта в станицу Камышеватскую всерьёз даже не рассматриваются. В конце прошлого года к ейчанам вновь приехали специалисты департамента транспорта Краснодарского края. Но, о чудо! За всё время, что они изучали обстановку, по Портовой Аллее не проехал ни один грузовик. Разгадка оказалась простой. Как рассказывают очевидцы, на улице Хмельницкого был выставлен пост, люди в форме попросту заворачивали большегрузы. 

 

Между молотом и наковальней

Работа железнодорожной станции, нефтеналивного терминала и всего порта сделала этот район одним из самых непопулярных в городе. Здесь самоё дешёвое жильё, которое покупают из крайней необходимости или по неосведомлённости. «Чаще всего это жители больших промышленных городов Урала и Сибири. Там экология намного хуже, поэтому происходящее у нас им не кажется ужасным. Когда поживут несколько лет в Ейске, начинают понимать, что очень ошиблись», — рассказывает риелтор Светлана Зыкова. 

«Да мы не настаиваем на том, чтобы порт или железнодорожную станцию закрыли. Мы требуем соблюдения наших конституционных прав!» — продолжает Виктор Погребняк. Жителям этой части города не везёт с большой буквы. Они оказались зажаты тремя дорогами в настоящее гетто. По факту это самая настоящая промзона. Стивидоры и грузоперевозчики твердят о том, что порт и бизнес вообще спасают от неминуемой гибели Ейск и район в целом. Соседи с улиц Шмидта и Рабочей тоже благодетели, поднимающие экономику за счёт развития курорта.

 

Отдых необходим, как и воздух

У жителей есть не только требования, но и предложения. Установить на дороге несколько видеокамер, что должно хоть немного привести «шумахеров» в чувства. Или регулярно выставлять в этом районе пост автоинспекторов. В письме на имя губернатора Кубани Вениамина Кондратьева просили: ограничьте движение грузовиков ночью, по выходным и праздникам, так воздух будет очищаться сам, без каких-либо затрат. Они готовы даже смотреть из окна домов на шумоизоляционные экраны  — такие установили в Сочи. «Ладно, пусть в порт идут по нашей улице, но пустые грузовики могут возвращаться по Рабочей», — говорят они. В редакцию «Приазовки» Виктор Погребняк принёс пухлую папку с ответами местных и краевых властей. В марте из администрации района вновь пришёл ответ: запретить движение  грузового транспорта не представляется возможным, поскольку нет иного пути доставки грузов. Денег на реконструкцию дороги к порту нет – в ценах 2010 года это больше 1,8 миллиарда рублей. На установку 200-метрового экрана только возле дома на Портовой Аллее,2, требуется свыше 3,6 миллиона рублей без стоимости переноса коммуникаций, ремонта дороги и вырубки деревьев. Ситуация по-прежнему остаётся патовой.

Сусанна СОМОВА.

Фото автора.