Медиа и спорт – в одной связке 

«Система коммуникаций в спорте» — такова тема форума Sport Connect, который прошёл в Сочи. Такое мероприятие проводилось впервые, и оно ново и для спортивной индустрии. Организаторами выступили Группа «Интеррос»  и Российский Международный Олимпийский университет.

В Сочи на форум приехали представители ведущих спортивных клубов, федераций олимпийских видов спорта, маркетинговых агентств и крупных бизнес-структур, журналисты и блогеры из многих регионов России.

Встреча проходила в здании Российского Международного Олимпийского университета. Что вполне понятно, поскольку именно это учебное заведение является наследником интеллектуального богатства прошедших XXII Олимпийских, XI Паралимпийских зимних игр в Сочи. Университет за сравнительно короткую историю своего существования стал не только лидером спортивного бизнес-образования, но и международным культурным, инновационным научно-технологическим центром. Достаточно сказать, что здесь работают лучшие отечественные и зарубежные преподаватели более чем из 10 стран. В РМОУ учатся слушатели из разных регионов России, содружества независимых  государств,  Европы, Азии, Африки и Америки. К примеру, олимпийская чемпионка, выпускница 2014 года Олитилия Енджейчак из Польши, отметила, что «…результаты обучения для меня очевидны: с каждым днём росли специальные знания и навыки, а вместе с ними — и мой потенциал профессионального спортивного управленца».

Кетрин О Грейди из Ирландии, чемпионка Европы по тхеквондо,  давая оценку своему обучению, подчеркнула, что «учиться в городе, где проводилась Олимпиада, равносильно осуществлению мечты, а понимание деловых, маркетинговых и управленческих аспектов обеспечения успешной организации мероприятия было очень полезным и в будущем откроет для меня множество дверей в области спортивного бизнеса».

Как отметил в своём выступлении проректор по научной работе РМОУ профессор МГУ Николай Пешин, в спортивной индустрии существовал большой разрыв между теорией и практикой. Преподавательский состав университета этот разрыв ликвидировал. Создана образовательная программа по спортивному менеджменту «Мастер спортивного администрирования».

В ходе форума состоялось пять тематических сессий, посвящённых острым проблемам спортивной индустрии. Следует отметить, что все темы обсуждались с большим интересом. Участники сессий не только задавали вопросы, но и высказывали свои мнения по тем или иным тезисам. Впрочем, всё по порядку.

Не секрет, что нередко спортивные журналисты не воспринимаются полноценными участниками спортивной индустрии. Бывает так, что журналисту, опубликовавшему какой-либо критический материал о том или ином клубе, отказывают, как порой говорят, в доступе к телу. То есть создают для него обстановку неприятия, не предоставляют никакой информации. Главный редактор сайта Sport.ru Юрий Дудь считает, что  в настоящее время такая практика не срабатывает, поскольку в интернете можно найти любую информацию по интересующей теме.  Там, как в коммунальной квартире, всё и про всех всё знают. За редким исключением.

Активный обмен информацией ведётся и в социальных сетях. Спортсмены, представители спортивной индустрии ведут свои блоги, в которых можно найти немало интересного. Есть свои сайты у спортивных  клубов. К слову, участвовавшие в форуме представители футбольных и хоккейных клубов «Спартак», «Зенит», «Уфа», «Краснодар», «Сочи» рассказали о проводимой работе по привлечению на стадионы большего числа болельщиков. Чего греха таить, нередко матчи проходят при полупустых трибунах. И чтобы улучшить ситуацию с наполняемостью стадионов, клубы проводят различные пиар-акции, запускают спецпроекты. К примеру, как считает специалист по продвижению бренда хоккейного клуба «Авангард» из Омска Дарья Мерионкова,  для болельщиков объект внимания не проводимые мероприятия, а спортсмены. Поэтому в «Авангарде» решили провести пикник с хоккеистами. На него пригласили болельщиков, купивших абонементы на матчи. Те пришли с жёнами,  детьми. В неформальной обстановке пообщались с хоккеистами, отведали различных блюд, приготовленных спортсменами. Этот пикник позволил дополнительно привлечь на стадион две тысячи человек.

Своим опытом работы по привлечению болельщиков на спортивные арены поделились директор по маркетингу футбольного клуба «Спартак» (Москва) Павел Швец, руководитель отдела маркетинга и продаж баскетбольного клуба ЦСКА Максим Садовников, заместитель генерального директора  по маркетингу и PR хоккейного клуба «Сочи» Ксения Цукарева.

Кстати, проблема заполняемости трибун актуальна и для Ейска. Понятно, что на наших спортивных площадках не выступают звёзды спорта первой величины. Но вспомним 60-70-е годы прошлого столетия, когда даже на соревнованиях районного уровня трибуны были заполнены болельщиками. Сейчас даже первенство края не собирает полный стадион. Словом, тут есть над чем подумать руководителям спортивной отрасли района.

Директор департамента общественных связей ГМК «Норильский никель» Андрей Кирпичников (на фото) подчеркнул, что в новейшей истории спорта России бизнес-структуры принимают самое активное участие.  Если говорить о «Норильском никеле», то комбинат вкладывает средства не только в профессиональный спорт. Здесь проводятся спортивно-массовые мероприятия, ежегодная спартакиада, корпоративные соревнования, работают спортивные секции. Реализуется проект «Мини-футбол — в школу».

— Когда мы заключали контракт с Российским футбольным союзом, — рассказывает Андрей Кирпичников, — мы обговорили, что деньги пойдут на развитие детского спорта. Он, к сожалению, многим бизнес-сообществам неинтересен. И они предпочитают «приобретать» уже готовых игроков, а не растить своих. У нас на эти вещи прямо противоположное мнение.

И средства массовой информации должны пристальное внимание обратить на детский спорт.

Ещё частенько журналисты в своих материалах показывают красивую картинку. Но читателю важнее содержание. Ближайшие перспективы клуба, федерации, отдельно взятого спортсмена… К тому же  журналисты сетуют, что игроки из командных видов спорта не дают интервью. И, напротив, единоборцы делают это охотно.

— Мы открыты для людей, — отметил руководитель пресс-службы футбольного клуба «Уфа» Сергей Тыртышный. — Игроки и тренеры никогда не отказываются от интервью. Более того, на отказавшегося от интервью накладывается штраф в размере 50 тысяч рублей. Ведь каждая публикация в газете, телевидении, радио, интернете — дополнительная реклама нашему клубу. Причём, бесплатная. Почему от неё надо отказываться? Вопрос в данном случае звучит чисто риторически.

— Объектом внимания, — считает спортивный директор компании «Мир бокса»  Дмитрий Иванов, — являются не проводимые мероприятия, а спортсмен. Если говорить о единоборствах, то зрители идут смотреть именно на спортсмена. Это наглядно демонстрируют поединки, которые  организовывает и проводит «Мир бокса». Естественно, они широко освещаются в средствах массовой информации. И это привлекает внимание миллионов болельщиков, которые имеют возможность смотреть матчи по телевизионной трансляции.

Но во всех ли видах спорта есть спортсмены, могущие привлечь болельщиков? Они есть, но их немного. Например, в конькобежном спорте на слуху у зрителей Виктор Ан. На него, конечно, и пойдут болельщики.

Вне всякого сомнения, прошедший форум обогатил знаниями работников средств массовой информации. Это общение пошло на пользу и представителям спортивной индустрии, которые, по всей вероятности, скорректируют свою PR-деятельность с учётом высказанных в ходе сессий предложений и замечаний. В выигрыше окажутся читатели и зрители, которые со страниц газет, экранов телевидения, радиоэфира и интернета станут получать качественно подготовленную и интересную информацию.

Георгий Тимофеев.

Фото автора и И. Сизовой.