Олена ЖОЛОБОВА. Фото Е.Назаровой.

Шесть лет назад, в апреле 2004 года, в Ейский филиал ФГУП «Росморпорт» был принят первый работник. За последние два года компания из убыточной стала прибыльной. Основной целью единственного государственного предприятия в Ейском морском порту является обеспечение безопасной эксплуатации государственного имущества (причальные сооружения, буксиры, ледокол, лоцманские катера и т.д.), переданного филиалу на праве хозяйственного ведения. От результатов хозяйствования зависит привлекательность Ейского порта, количество судозаходов. Развитие порта, в свою очередь, невозможно без модернизации других отраслей района. Что делается в этом направлении, какие проекты претворяются в жизнь? Об этом в интервью с директором Ейского филиала ФГУП «Росморпорт» Иваном Полухиным.

 – Иван Михайлович, поясните, пожалуйста, а что скрывается за понятием
«обеспечение безопасности»? Каковы полномочия филиала?

– На территории ейского морского порта работают шесть стивидорных
компаний, которые занимаются перевалкой грузов. Они, по сути, являются
целью судозаходов. Транспортные и торговые услуги каждому судну окажут
агенты нескольких фирм-посредников. Но вероятность их благополучной
встречи без наших диспетчеров, лоцманов, буксиров и ледокола, как вы
понимаете, сводится к минимуму. Нами обеспечивается работа службы
обнаружения и оповещения в случаях аварийных ситуаций. Кроме того, мы
проводим дноуглубительные работы, ремонт молов и причальных сооружений,
оказываем услуги судам на подходах и непосредственно в акватории
морского порта, обеспечиваем безопасность их маневрирования и стоянки.

– Почему этим не занимаются сами коммерческие предприятия?


– Очень затратно содержать квалифицированных специалистов,
специализированные суда. Даже у нас есть вакансии для морских
специалистов с высшим образованием и спецподготовкой. А безаварийная
работа порта без профессионалов своего дела невозможна. Поэтому лоцманы
«Росморпорта» регулярно проходят обучение по спецпрограмме
«Маневрирование судов», судоводители и судомеханики постоянно повышают
квалификацию, береговые специалисты участвуют в семинарах и совещаниях
Азово-Донского бассейна.

– Опасения большинства горожан вызывают возможные аварии другого рода.
Например, связанные с заправкой судов дизельным топливом на территории
порта или с перевалкой нефтесодержащих грузов…


– Порт – транспортный узел. Без заправки топливом судов он остановится,
как и автомобили без бензина. Бункеровкой в морском порту занимается
несколько частных компаний, у которых есть бункеровщики –
суда-«заправщики». Но у них нет специалистов и средств для ликвидации
возможного разлива нефтепродуктов. То есть того, чем обладает только
филиал «Росморпорта». И ликвидация последствий разливов, выход на уборку
угольной пыли, шрота (отходы масленичных культур) – одна из наших
функций. В этом году филиал также добавил к своей деятельности
бункеровку.

– Почему только в этом году?

kater.jpg– С 2004 года на балансе «Росморпорта» в Ейске есть собственное
судно-бункеровщик ОС-57 (на фото). Но из-за отсутствия лицензии
предприятие использовало его по договору в одной из частных компаний. 18
февраля 2010 года Ейским филиалом получены лицензии Минтранса РФ на
осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным
грузам в морских портах.

– Чем еще «страхуется» работа с опасными грузами?


– В сентябре 2009 года утвержден «План предупреждения и ликвидации
разливов нефтепродуктов» (ЛАРН), разработано «Экологическое обоснование
хозяйственной деятельности при осуществлении бункеровочных операций в
морском порту Ейск». 45 специалистов филиала прошли обучение по
программе ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в Морской
Государственной академии им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. Закуплено
дополнительное оборудование для ликвидации разливов нефтепродуктов с
морских акваторий на сумму более 1 млн руб., на отдельном счете филиала
зарезервирована значительная сумма (1% уставного капитала компании–
около 55 млн руб.), которая может быть использована в чрезвычайных
ситуациях, в том числе при перевалке нефтепродуктов. Добавлю, что
сегодня в порту только Ейский филиал располагает достаточным набором
специального оборудования и средств для борьбы с последствиями
возможного разлива нефтепродуктов.

– То есть, справляетесь силами своего предприятия?

1.jpg
– Не совсем так. Ейский филиал заключил договор с единственным на юге
России специализированным профессиональным спасательным морским
формированием ФГУП «Новороссийское управление АСПТР». На основании
этого совместно с АСПТР поддерживается постоянная готовность к
ликвидации разливов нефтепродуктов в акватории порта Ейск. К этому
привлекаются суда портофлота, спецтехника и персонал Ейского филиала.
Этим обеспечивается и экологическая безопасность при проведении
бункеровочных операций всеми частными компаниями в порту.

– Все это по средствам госпредприятию, нацеленному не только на прибыль,
но и на безопасность. А в связи с такими затратами не окажется ли
«золотой» стоимость услуг филиала по бункеровке?


– Наоборот, она гораздо меньше той, которую сейчас платят частным
компаниям. С другой стороны, в ейском порту единственным предприятием с
перегрузочным пунктом для бункеровки является ООО «Ейск-Порт-Виста». Они
квотируют наши объемы бункеровки всего до 60 тонн в месяц, при наших
возможностях до 2000 тонн. С ноября прошлого года мы ведем переговоры об
увеличении квоты. Пока они безуспешны. Хотя отсутствие здоровой
конкуренции на рынке услуг по бункеровке снижает привлекательность
ейского морского порта.

– Что, кроме удешевления качественных услуг, может привлечь суда в порт и
увеличить грузооборот?


– Развитие порта связано с модернизацией и других транспортных объектов
Ейского района. Сейчас проходит экспертизу проект реконструкции
железнодорожной станции Ейск. В нем предусмотрено поэтапное
строительство дополнительных ж/д путей и сортировочного парка. Ейский
портовый транспортный узел способен перерабатывать до 5-6 миллионов тонн
грузов в год. Я считаю это вполне возможным при условии восстановления,
усовершенствования существующих мощностей и инфраструктуры, а частично –
и за счет нового строительства. Например, второй ветки путей для
товарных поездов с выносом железнодорожного полотна за пределы жилой
зоны, что увеличило бы пропускную способность станции. Стимулом к этому
могла бы послужить конкуренция на рынке грузовых и пассажирских
перевозок. Со стороны ФГУП возможно софинансирование любых
привлекательных и реальных проектов.

– Ейчан интересует, когда возобновятся регулярные пассажирские морские
рейсы?


– Для летних пассажирских перевозок у филиала есть лицензия, готов
теплоход «Инженер Попович». В конце прошлого курортного сезона он делал
пробные рейсы по акватории Таганрогского залива. Теплоход комфортабелен,
вместителен. 5 мая он вернется после планового ремонта в Ейский порт.
Филиал выступил с предложением к районной администрации об организации 9
Мая благотворительных морских экскурсий для ветеранов. Разрабатываются
также маршруты морских круизов с заходом в Азов-Сити, изучается
пассажиропоток для организации морских рейсов Ейск – Таганрог и Ейск –
Ростов-на-Дону.

– Когда-то в Ейске на подобных «Инженеру Поповичу» теплоходах
проводились дискотеки для молодежи. Сегодня такие развлечения не
востребованы?


– Почему нет? После ремонта на теплоходе сокращено количество
пассажирских мест. Зато увеличен банкетный зал, улучшены условия.
Свадьба или юбилей в открытом море, на красавце-теплоходе… Такие события
не забываются. А будет спрос, будет и предложение.

– Иван Михайлович, за шесть лет пройден немалый путь. Хочется пожелать
процветания Ейскому филиалу «Росморпорта», счастья и благополучия его
работникам.


– Спасибо. В Ейском филиале работает много высококлассных специалистов.
Есть даже флотские династии. Например, отцы и сыновья Алешины, Шумаевы,
Тытьора, Тетерины, Овсянкины, Литвиненко и Кандауровы. Некоторые
сегодняшние работники когда-то проходили у нас практику будучи
студентами ЕМРПТ. ФГУП «Росморпорт» – госпредприятие, и для работников
коллектива сохранены многие соцльготы: добровольное медицинское
страхование, санаторно-курортное лечение, организация экскурсий и отдыха
детей в оздоровительных лагерях.