Не надо бояться волков, но лучше обзавестись ружьём
Ейск – ветеран, Должанская – фаворит. Потенциальные рынки – Камышеватская и Ясенская Переправа. Инициативная группа ейских бизнесменов продолжает создавать концепцию развития курорта. Собирательный портрет нашего клиента – семья экстремалов с детьми, предпочитающая останавливаться в кемпинге.
Просто и незатейливо
Местные предприниматели видят шесть потенциально интересных для инвестиций мест: Ейская коса, Таганрогская набережная, посёлок Морской, коса Долгая, побережье станицы Камышеватской и посёлка Ясенская Переправа. Впрочем, два первых участка и так прекрасно себя чувствуют. Как раз тот самый случай, когда «не надо помогать, просто не мешайте». Конечно, нет предела совершенству. «Хорошо бы вплотную заняться развитием яхтинга в Ейске», — мечтают бизнесмены. Это привлечёт в город солидных клиентов, но надо вложить в проект ещё более солидные деньги. «Яхтинг – наиболее противоречивое направление, оно не будет развиваться ещё лет десять. Но в долгосрочных планах он должен быть», — считает директор некоммерческого партнёрства «Ейские курорты» Александр ВИВЧАРЕНКО.
А пока гораздо большим спросом (при меньшем вложении и неплохой отдаче буквально за сезон) пользуются простейшие кемпинги с максимальным приближением к берегу. Очень перспективный вариант – развитие каравайнинга – автомобильного туризма, путешествия с проживанием в автодомах или автоприцепах. Для поклонников этого вида отдыха требуется площадка, где можно подключиться к системе электроснабжения и канализации. В идеале неподалёку нужны ещё продуктовый магазинчик и кафешка. Кстати, на базе отдыха «Казачий берег» такие домики сняли с колёс и используют в качестве номеров эконом-класса.
С насиженных мест
Набережная может оказаться «бомбой замедленного действия». Сейчас это одно из самых востребованных мест отдыха. Городские власти вкладывают средства в замену коммунальной инфраструктуры. Практически в шаговой доступности центр города, работает общественный транспорт. Официально или не очень, но частные домики превращаются в магазины, гостиницы, столовые. Те, кто удачно работает несколько лет, начинают задумываться о расширении. Так в жилом секторе появляются гостиницы в несколько этажей. В свою очередь это не может не привести к столкновениям между соседями. У нас в таких случаях принято выяснять отношения не в суде, а призывать в качестве рефери местную администрацию и грозить пожаловаться губернатору и президенту.
Хотя у мэрии и так проблем достаточно: нужны дороги, тротуары, а ещё больше – парковки. По примерным прикидкам, в районе набережной требуются стоянки общей вместимостью не меньше 300 мест. Возможно, когда-нибудь у нас и появятся многоуровневые парковки. Более реальная идея — установить паркоматы в центре и на набережной. Мера крайне непопулярная, но пока многим видится единственным способом разгрузить обочины. «Мнения даже сотрудников администрации разделились. Одни считают: если введём, нас на вилы поднимут. Другие уверены, что это – единственный выход. Изучаем общественное мнение», — говорит заместитель главы района по экономике Олег КАРСТЕН. «Понятно, что будут недовольные. В Риме треть сборов от паркоматов отдают на общие нужды того квартала, где они установлены. Если возьмём на вооружение этот опыт, жители сразу станут нашими сторонниками», — добавляет генеральный директор базы активного отдыха «Сёрфприют» Игорь КОЛЕСНИКОВ. «Говорил с прокурором, он категорически против такого решения. На набережной постоянно стоят автомобили тех, кто там работает. Но волевое решение администрации поможет избавиться от эвакуаторов, деятельность которых вызывает ещё больше нареканий», — продолжает председатель Ейской торгово-промышленной палаты Пётр ПОДСТАВКА. Вот и неоднократные попытки сделать Ейскую косу пешеходной ни к чему, кроме общественного возмущения, не привели.
Море есть, пляжа — нет
Ейская коса уже сегодня серьёзно перегружена, используется каждый клочок земли. Пожалуй, с начала её эксплуатации там масштабно заменили коммуникации, готов проект по газификации баз отдыха. Всё вместе позволит расширить сезон ещё на пару-тройку месяцев. Но площади пляжей со стороны залива с каждым годом уменьшаются. Течение переносит песок в лиман. Увы, природа не готова прислушиваться к нашим пожеланиям – берег на лимане сам собой не намывается. Полноценные укрепительные работы под силу только федеральному бюджету. А ведь именно морской берег – основа для инвесторов.
Где пока не задумываются о масштабном благоустройстве, так это на Ейском острове. Такой лакомый кусочек нетронутой природы не может не привлечь внимания бизнесменов. Уже делалось немало попыток самочинно организовать там то пляж, то дикую базу. Экскурсии туда – одно из самых популярных направлений. Не мешают ни памятный крест на месте, где утонули дети, ни дикая природа. Последняя, скорее, привлекает. «Там нельзя строить глобальные объекты, но нужен нормальный причал», — говорит начальник районного отдела по вопросам курорта и туризма Роман ЖИЖКИН. Нужны навесы, спасательный пост, а главное – регулярная уборка. Кто этим займётся? Скорее всего, тот, кто будет осваивать остров с коммерческой целью.
Должанский «локомотив»
По мнению станичных бизнесменов, тут хватит места для размещения сотни баз отдыха. Правда, и у тех, кто работает, достаточно проблем: нехватка в сезон электроэнергии и воды. Но основная – отсутствие прав на побережье. Каждый хочет поставить базу или кемпинг чуть ли не в самый урез воды. Глава Должанского поселения Павел ДЖЕНЖЕРЯ готов предоставить участки в самой станице, но они не так интересны – по местным меркам слишком далеко до пляжа. Неудивительно, что взгляды потенциальных инвесторов всё чаще обращаются в сторону станицы Камышеватской и посёлка Ясенская Переправа. Есть свой, очень непритязательный клиент, много места и нетронутой природы. Местные жители будут только рады дополнительному заработку. Не исключено, что через десяток лет эти места станут так же узнаваемы, как Ейск или станица Должанская.