Бой барабанный сердцу сладок

«Это потрясающе! Ейский взвод барабанщиков не просто радует своим исполнением, они показывают замечательное шоу! Сразу видно, что ребята умеют не только на парадах выступать, они — настоящие артисты!» — восторг переполнял кадета Новороссийского казачьего корпуса, когда он увидел и услышал выступление взвода барабанщиков Ейского казачьего кадетского корпуса на краевом фестивале казачьей кульутры. И мы, ейчане, с ним согласны: кто хоть раз видел выступление наших кадетов, тот надолго сохранил особые чувства радости, гордости за мальчишек и то непередаваемое, особое ощущение в груди, когда каждая струнка души откликается на барабанную дробь.

 

Это стало нашей визитной карточкой — День Победы и независимости России, открытие и закрытие месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы, общегородские праздники начинаются с выступления взвода барабанщиков — воспитанников Ейского казачьего кадетского корпуса. Под руководством неизменного дирижёра Григория Владимировича Фролова они маршируют, перестраиваются, играют своими барабанными палочками, исполняют самые сложные и замысловатые «рисунки» военных гимнов, непростых музыкальных композиций. Присутствуя на подобных мероприятиях, частенько ловила я себя на мысли: «А что в этот раз будет новенькое?» и … восхищалась мастерством юных барабанщиков.

 

А ведь всё начиналось с одного простенького барабана… Осенью 2012 года, когда закончилась организационно-вступительная круговерть, кадетам задали вопрос: «Кто хочет попробовать себя в качестве барабанщика?» Ох, какой шум и гам вызвало это предложение! Тогда, в первый раз, на отборочное прослушивание пришли почти сорок мальчишек. Одни — робко, другие — энергично и с напором начали демонстрировать свои таланты. И все, кто обладал необходимыми качествами — чувством ритма, такта, музыкальным слухом, стали первым составом взвода барабанщикв. Среди них оказался и смугленький мальчишечка, самый маленький в своём взводе и среди барабанщиков — Алексей Вакуленко (на фото справа) из станицы Старощербиновской. На первых репетициях, при острой нехватке музыкального инструмента «не все успевали даже подержать в руках палочки и постучать по барабану» — поделился он своим первым впечатлением. Его увлечение барабанами из того самого классического случая, когда родители разводят руками и говорят: «Да как же, у нашего сына никаких талантов нет, и в семье никого с музыкальным уклоном — тоже»… А здесь, в этой особой атмосфере кадетского товарищества, в Алексее он проснулся. Да ещё как! На репетиции спешил, порой, вместо выполнения домашнего задания, выбивал дробь нового выступления, повторял уже выученные «рисунки» мотивов. В какой-то момент старшим воспитателям пришлось напомнить кадету, что учёба всё-таки на первом месте. А трудно было — просто невероятно. Ему, невысокого роста, — особенно. Сам по себе маршевый барабан (а во взводе используют их два вида — маршевый, большой, и тарелки) весит немного, всего лишь три килограмма. Но попробуй с ним походить, порепетировать! (Кстати, руководство казачьего корпуса уже направило просьбу о приобретении специальных жёстких накладок, чтобы носить инструменты было удобнее). А пока ребята носят их на ремнях и край барабана (рама) при ходьбе бьёт по коленкам. Не один месяц требуется, чтобы привыкнуть к этой тяжести и прочим «прелестям».

Из истории

российской армии

Сам Пётр I начал своё военное образование с «барабанной науки и солдатские чины прямыми своими заслугами получил». Спустя годы царь не отказывал себе в удовольствии лично подавать сигналы барабанным боем после успешного штурма очередной шведской крепости. Он прошёл все ступени военной службы от бомбардира бомбардирской роты до полковника Преображенского полка. Пётр I понимал, что солдатская служба не может вечно оставаться прямой дорогой к офицерскому званию. И именно он стал основателем кадетских корпусов, куда принимали на учёбу не только дворянских детей, но и цыган, безродных и бездомных отроков. Их уже тогда обучали всему. Неслучайно в рапорте на высочайшее имя, поданном в 1732 г. директором старейшего из кадетских корпусов — Сухопутного шляхетского — генералом И. Л. Люберасом фон Поттом, среди прочего есть и такое замечание: «А понеже не каждого человека природа к воинскому склонила, тако же и в государстве нужно политическое и гражданское обучение: того ради иметь учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции, танцования, музыки и прочих полезных наук, дабы видя природную склонность, потому б и учению определить». Тогда же появились взводы барабанщиков в военных училищах.

Сейчас, спустя три с половиной года, Алексей вытянулся, стал крепким, видным парнем. И его по-прежнему манит барабанная дробь, торжественный марш предстоящего выступления. Он стал настоящим помощником наставнику — Григорий Владимирович знает: Алексей в его отсутствие и репетицию проведёт как надо, не даст сбиться с ритма мальчикам, и не будет «белых пятен» в выученном марше. За это время Алексей научился играть на гитаре и вместе с ещё четырьмя товарищами с удовольствием исполняет песни. В их репертуаре известные композиции Виктора Цоя и Константина Кинчева, про Афганистан и Чечню. Но в дальнейшем будущем он вряд ли видит себя в роли профессионального музыканта — это увлечение на всю оставшуюся жизнь, а после казачьего корпуса он намерен поступать в Краснодарское авиаучилище. Он бесконечно рад, что судьба свела его с Григорием Фроловым — наставником и учителем. «Мне очень понравилось, что он всегда занимается с нами, как со своими детьми, — говорит Алексей. — Да, нам приходится много учить и работать, но каждый раз после репетиции остаётся чувство теплоты и уюта». И продолжая разговор, как бы невзначай в голосе появляются нотки ностальгии: «Я очень буду скучать по всей этой жизни кадетской, я так привык быть здесь, в этой большой семье, среди своих товарищей. А ещё, глядя на своих бывших одноклассников, понимаю — мы все здесь раньше повзрослели». И это действительно так, ведь с каждым новым пополнением им, старшим, нужно было шефствовать, а значит не просто учить, но и успокаивать, поддерживать. То есть — вести себя как взрослые.

Взвод барабанщиков Ейского казачьего кадетского корпуса участовал в пяти парадах, в том числе посвящённых Дню Кубанского казачества в станицах Павловской, Ленинградской, Старощербиновской.

 

Григорий Владимирович Фролов этому только рад, ему приходится постоянно делить взвод барабанщиков на «стареньких» и новеньких. Состав всё время меняется, и он каждый раз должен учитывать: если на репетиции ходят все, к выступлению кто-то может заболеть. Глядя со стороны, можно сказать, что он великолепно справляется с поставленной задачей и никакие форс-мажорные обстоятельства не мешают ему довести начатое до конца. И он благодарен руководству учебного заведения за поддержку, помощь воспитанникам, приобретение новых музыкальных инструментов… Ему 42 года, и 22 из них он посвятил военному оркестру. «Когда пришёл в музыкальную школу, преподаватели решили, что мне нужно играть на трубе. Вот и играю. До сих пор», — с юмором говорит он о себе. Потом выступал в вокально-инструментальном ансамбле посёлка Широчанка и хорошо помнит своего первого наставника — Сергея Михайловича Фильчакова. В 15 лет принял самостоятельное решение — пришёл на КПП авиаучилища. Правда, его тогда не пустили. А вот когда они вместе с отцом пришли к командиру, и состоялся разговор по существу. Он был принят «сыном полка» и зачислен воспитанником военного оркестра. Этой традиции советской армии много лет и только совсем недавно её отменили. А ему, как он сам считает, повезло: 22 года он протрубил в прямом смысле этого слова в военном оркестре авиучилища под руководством военного дирижёра Владимира Бутенко, вплоть до расформирования учебного заведения. И только после этого он волею судьбы попал в Ейский казачий кадетский корпус.

 

На зональном этапе V краевого фестиваля-конкурса детского художественного творчества «Адрес детства – Кубань», проходившем в ейском Дворце культуры, приняли участие более шестисот участников – лучшие детские творческие коллективы и отдельные исполнители Ейского района Краснодарского края. Взводу барабанщиков корпуса под руководством воспитателя Григория Фролова предоставили почётное право — выступить со своей программой. За виртуозное исполнение взвод получил звание лауреата фестиваля.

 

«Это наша визитная карточка, и нам действительно приятно, что он такой единственный в крае, — говорит про взвод барабанщиков директор Ейского казачьего кадетского корпуса Виктор Зайцев. — Я понимаю, какой это колоссальный труд для руководителя, дети приходят и уходят, а выступления всегда проходят на высоком уровне». В других казачьих корпусах Краснодарского края тоже есть взводы барабанщиков, но они — парадные, таких сложных элементов никто не исполняет. Возможно, потому что сам Григорий Фролов является постоянным участником ейского джаз-бэнда и регулярно выступает с музыкантами на концертах, он развивается сам и своим подопечным подкидывает интересные задачи, имя которым — барабанный марш.