Олена ЖОЛОБОВА.

1 февраля 2010 года распоряжением руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александра Давыденко капитаном морского порта Ейск назначен Сергей Алексеевич Гречкин. В сентябре 2009 года мы встречались с Сергеем Алексеевичем, тогда еще заместителем капитана порта. Он рассказал о планах модернизации «морских ворот» Ейска и приближения нашей гавани к европейским стандартам. Сегодня мы говорим о том, что удалось из задуманного, о перспективах города-порта.

– Сергей Алексеевич, вы – вновь назначенный капитан порта. С чем и с кем
пришли в новую должность?

– С ейским морским портом моя жизнь и работа связаны последние три года.
Сначала – заместитель капитана по общим вопросам, с декабря прошлого
года – исполняющий обязанности капитана порта, теперь – капитан. В
должность вступил со знанием инфраструктуры предприятия и, самое
главное, с достойной командой. Со своим первым заместителем Георгием
Булавиным, например, мы работали вместе с 2006 года капитанами отдела
государственного портового контроля и знаем работу порта изнутри.

– Говорить о первых «ста днях» еще рано. Но чем вам запомнились эти два
месяца?

– Льдами. Одна из главных задач администрации – обеспечение безопасности
мореплавания на подходах к порту. Прошедшая зима выдалась более
суровой, чем обычно. Однако мы добились даже увеличения показателей
проводимости судов. Например, в январе прошлого года в порт было
проведено 93 судна, в январе этого – 99 единиц, в феврале соответственно
100 против 92 единиц. Это предмет нашей общей гордости. 5
марта 2010 года завершилась ледовая кампания. Ее героем стал ледокол
«Капитан Крутов». Этот корабль вполне достоин стать действующим символом
портового города. Трудно описать словами чувства, когда видишь, как
этот красавец прокладывает сквозь льды широкую водную полосу. Вы бы
видели, с каким восторгом наблюдают за ледоколом мальчишки! Возможно,
кто-то из них именно после такого зрелища раз и навсегда сделает свой
профессиональный выбор.

– Порт в южном городе, согласитесь, не только романтика. Что делать с
«вредными» для города последствиями работы предприятий?

– Это скорее вопрос к операторам морских терминалов и администрации
города и района. Насколько я знаю, многие транспортные компании готовы
сотрудничать в вопросах благоустройства города. Взаимная договоренность
бизнесменов и чиновников принесла бы пользу Ейску не только увеличением
налогов, но и украшением припортовой зоны. К сожалению, большинство идей
рубится уже на документальном уровне – бюрократия отбивает любую охоту к
преобразованиям.

– Красота портовой зоны не отремонтирует дороги…

– Много разговоров ведется о том, что именно портовики – главные
разрушители. Может, не все знают, что сами стивидоры тоже вносят свою
лепту в ремонт дорог. Например, все шесть компаний-операторов морских
терминалов, которые работают на территории ейского морского порта,
прошлой осенью откликнулись на призыв главы города и выделили часть
средств для реконструкции. Но чем бесконечно латать асфальт, не лучше ли
сразу делать качественный продукт? Нельзя же в конце концов по
одинаковым технологиям делать дороги там, где тяжелее «Газели» ничего не
ездит, и там, где идет поток «КамАЗов». Так что взаимопонимание властей
и бизнеса на руку всем.

– В последние годы федеральные ограничения на торговлю лесом и падение
цен и спроса на металл существенно подкосили стивидоров. Они обратили
свое внимание на более прибыльную перевалку нефтепродуктов. Насколько
работа с горючими грузами опасна для экологии?

– Контролем экологической безопасности в порту занимается ряд
независимых экологических служб. Поверьте, понятия «прибыль» и
«соблюдение требований безопасности» при перевалке грузов не
противопоставлены друг другу! Тем более, Ейск далеко не единственный
город-порт. Объемы перевалки в нем более скромны в сравнении, например, с
портами Черноморского побережья. Однако там порт и курорт уживаются! И
обе отрасли существенно пополняют бюджеты муниципалитетов. А это
дополнительные средства на те же благоустройство и ЖКХ.

– И все же, есть ли альтернатива превращению нашего порта в перевалочную
базу для нефтесодержащих продуктов?

– Условия ейского порта вполне позволяют частично переориентировать
«вредный» состав грузов, например, на жидкие пищевые продукты:
растительное масло, концентраты соков и другие. Но все это потребует
дополнительных инвестиций самих стивидорных компаний.

– В сентябре вы рассказали о предстоящей модернизации территории порта:
речь шла об объединении двух действующих входов в порт. В конце января
2010 это произошло. Каков следующий шаг?

– Объединение акваторий двух гаваней – основного морпорта и так
называемой Рыбной гавани, где находятся причалы ЗАО «Азовской
судоремонтной компании» и ООО «Ейск-Приазовье-Порт», послужило
увеличению захода судов за счет того, что теперь режим их движения
осуществляется круглосуточно. Предполагается увеличение причальной зоны,
что сделает более удобными работы по погрузке и выгрузке. Сейчас
проходит завершающий этап объединения – закрытие старого входа.

– Какие еще преобразования ждут порт?

– Все остальное менее масштабно и касается прежде всего качества сервиса
в порту, благоустройства территории. Не исключено, что порт в скором
времени может стать еще одной изюминкой курортного города. Уже сейчас
ведутся переговоры о возобновлении пассажирских перевозок из порта Ейск
на порты Мариуполя (Украина) и Ростова-на-Дону.