Военно-медицинский роман

Этот роман начался, когда Николай Пампуха, отслужив по призыву, остался на сверхсрочную и женился на медсестричке Нине. Так Николай Владимирович, сейчас полковник авиации в отставке, «взял курс» на сближение двух, казалось бы, далёких друг от друга профессий – военного и медицинского работников. Впоследствии Николай окончит военное училище и военно-политическую академию. И у него родится сын, который изберёт своей профессией военную медицину. «Я совместил в себе профессии родителей, — улыбается подполковник запаса Александр Пампуха. Моя мама – медсестра, отец – офицер, а я — военный врач».

Он учился на военно-медицинском факультете Саратовского медицинского института. А в 1997-м с отличием окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге по специальности оториноларингология. Много лет работает в ейском военном госпитале. Женился… угадали! Тоже на медсестре – Ирина окончила ейское медучилище и прошла путь от операционной до главной медицинской сестры военного госпиталя. «Офицерская жена – отдельная профессия», — шутит Александр Пампуха. И уже серьёзно: «Ирина прошла со мной все тяготы военной службы». В числе его наград медаль «За воинскую доблесть» 2 степени и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени за помощь раненым, поступающим из районов боевых действий.

И думаю, уже никто не удивится, что Иван — сын подполковника в запасе Александра Пампухи и внук отставного полковника Николая Пампухи — учится сейчас на военного врача. А его сестрёнка восьмиклассница собирается поступать в военно-медицинскую академию. И чуть не забыла, сестра Александра Пампухи тоже окончила медицинский, работает кардиологом в военном госпитале в Волгограде, а муж её — подполковник запаса. При шуточных подсчётах выходит, что представители военно-медицинской династии уже по сотне с лишним лет посвятили и военной, и медицинской службе.

Как складывалась семейная династия, расспрашиваю подполковника в запасе Александра Пампуху, известного оториноларинголога и пластического хирурга, с 2010 по 2012 годы возглавлявшего ейский военный госпиталь. На вопрос, чем отличается военная медицина от гражданской, отвечает: «В военной часто самое ответственное решение приходится принимать в экстремальной ситуации. Быстро, точно и по всем медицинским направлениям. Потому военная медицина была и будет высококлассной. Наши пациенты это знают. И надеюсь, это видит каждый, кто переступает порог госпиталя. Это — как театр, который «начинается с вешалки».

Спрашивать у Александра Николаевича о том, поменял бы он профессию, если время «отмотать» назад, не имеет смысла. Ответом – больше трёх десятков дипломов, аттестатов и сертификатов, полученных Пампухой по самым разным направлениям его профессии. Внушительным выглядит список операций, включая пластику, которые он готов провести на самом высоком уровне. Из тех, которые особенно запомнил, случай, когда солдат упал со сторожевой вышки: «Вначале позвонили, что он нос сломал. А после оказалось, пол-лица себе снёс. «Я таким и останусь?» — был единственный вопрос девятнадцатилетнего парнишки. Мы восстановили костную структуру носа, наложили швы. Ушили рваные раны лица… Поверьте, если речь о внешности, мужчина ничем не отличается от женщины, — говорит Пампуха. — И здесь военная медицина тоже на шаг впереди». Напоминает, что недавно в Санкт-Петербурге мужчине после электротравмы в буквальном смысле пересадили лицо. «И это, — подчеркнул, — тоже военная медицина!»

Сын, Иван Пампуха, разделяет эту гордость. Ведь Ваня, можно сказать, в госпитале вырос. Отец брал его с собой, когда по выходным заходил осмотреть прооперированных пациентов. И если был с сынишкой на прогулке, приезжал на срочный вызов тоже вместе с ним. Когда мужчина подавился рыбьей косточкой, отец на глазах у сына извлёк её из горла, и пациент «задышал».

А ещё сын видел, как после пластики менялись судьбы пациентов. Может, и не потому старший лейтенант Соколов, вопреки традиции, не женился сразу после выпуска из военного училища. Но что дразнили в детстве лопоухим — это отравляло жизнь. И когда на первой перевязке “исправлявший” оттопыренные уши Александр Пампуха поднёс пациенту зеркало, тот сказал: “Об этом я мечтал всю жизнь!” Сбыться мечте помогло… плановое профобследование в госпитале. “На двери кабинета объявление, что вы исправляете форму ушей…” — несмело начал старший лейтенант. Так он стал пациентом пластического хирурга Александра Пампухи. Как и многие ейчане, кому оттопыренные уши или «нестандартные» носы отравляли жизнь. В фотоальбоме доктора Пампухи не один десяток фотографий. И невозможно не заметить, что после пластики у бывших пациентов меняется даже выражение лица – открытый взгляд, широкая улыбка. Не так уж мало значит внешность в нашей жизни.

Многому сын учился у отца, в том числе и «находить язык» с пациентами. «Если после разговора с тобой больному не стало легче, значит ты плохой врач», — повторяет сыну Александр Пампуха. Уже студентом второго курса Иван дежурил в госпитале. Когда в 2013-ом учился в волгоградском медицинском и террористы-смертники взорвали троллейбусы, находился на дежурстве и вместе с хирургами принимал раненых. Тогда в результате двух взрывов тяжёлые ранения получили 86 человек. Сегодня продолжатель династии постигает тонкости военной медицины на пятом курсе университета в Нижнем Новгороде.

…Три года, как ушёл в запас подполковник Александр Пампуха, но в нём по-прежнему легко узнать военного. «В том числе и потому, что ни разу не нарушили слова и не отменили назначенную встречу», — позволяю сделать комплимент. «Отцу семьдесят шесть, и он по-прежнему считает себя военным человеком», — отвечает Александр.

Считать и ощущать себя военным… В эти слова мы вкладываем многое. Внутреннюю дисциплину, честность и высокую ответственность, смелость принимать решение. Верность присяге, слову, другу, семье… Вот что писала шестиклассница Катя Пампуха в школьном сочинении, отмеченном на краевом конкурсе в числе лучших: «Над тем, что такое жизненный успех, ломали голову многие поколения. Но к единому ответу так и не пришли. Сколько людей – столько и мнений. Это зависит от воспитания, образования и личных качеств. Считаю, чувствовать себя успешным и счастливым можно только стремясь к идеалам добра и справедливости, стараясь помогать и быть необходимым людям». Это в равной степени относится к Врачу и к Воину.

Татьяна ШЕКЕРА.

Фото из семейного альбома Пампухи.