Навсегда остался молодым

На здании Ейского кадетского корпуса установлены две мемориальные доски выпускникам Ейской школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой. Одна из них – выпускнику 1993 года Павлу Бородину. Его вертолёт МИ-8 был подбит при заходе на посадку в район Ханкалы 29 октября 2002 года. Это произошло вскоре после трагедии, случившейся в Кармадонском ущелье, когда погибла съёмочная группа Сергея Бодрова. Может быть, поэтому сообщение о гибели винтокрылой машины и экипажа не привлекло к себе пристального внимания общественности, поскольку затерялось в потоке скорбной информации.

После окончания девятого класса Павел поступил в Ейскую школу-интернат с первоначальной лётной подготовкой. Учился на «хорошо» и «отлично» и уже в школе решил стать офицером. Жизненные дороги привели в Уфимское высшее военное училище лётчиков. В училище он с интересом изучал не только то, что предусмотрено программой. Здесь Павел основательно взялся за изучение иностранных языков. Увлекался древней философией и восточными единоборствами, занимался парашютным спортом, резьбой по дереву. Уфимское училище курсант окончил на «отлично», получив два диплома. Один по специальности «лётчик-инженер», второй – «военный переводчик».

Это был первый выпуск, когда молодые лейтенанты могли распределиться не только в воинские части, но и уйти работать на гражданку. Павел выбрал службу в вертолётной эскадрилье войсковой части 5592, дислоцировавшейся в Моздоке. Выбор места службы объяснялся довольно просто: в то время это была одна из немногих летающих вертолётных эскадрилий.

На войне как на войне

За время службы Павел Бородин совершил 1205 боевых вылетов. Выполнять приходилось разные задачи. О высоком профессиональном мастерстве лётчика-штурмана красноречиво свидетельствует один из эпизодов его боевой биографии, о котором рассказал родным погибшего офицера командир части.

В 22 часа 5 сентября 2000 года два дежурных экипажа вертолётов МИ-8 были срочно вызваны на командный пункт авиации внутренних войск МВД России. Лётчикам была поставлена задача, используя безлунную ночь, скрытно перебросить две группы спецназа на окраину населённого пункта Дышне-Ведено, расположенного в горном районе Чечни. Взяв десантную группу, экипаж Павла Бородина первым ушёл в ночное небо.

В полной темноте экипажи не могли видеть друг друга, поэтому работали по заранее оговоренной схеме, на разных высотах. Посёлок находился на дне Веденского ущелья у русла реки, с обеих сторон зажатого склонами гор. Площадка десантирования была подготовлена на восточном хребте над населённым пунктом и представляла собой нишу, выкопанную прямо в склоне горы. Она могла вместить только один вертолёт. Место посадки обозначалось габаритными огнями автомобиля. Но из-за рельефа местности обнаружить её можно было только в очень узком секторе обзора. И тогда было принято решение выполнить десантирование по очереди: один экипаж выполнял заход на посадку с включёнными строевыми огнями, видными только сверху, а лётчики второго вертолёта по этим огням корректировали вход машины в ущелье и подсказывали направление и дальность до посадки. Малейшая ошибка при заходе на посадку в этих условиях могла привести к трагедии. Опасность заключалась и в том, что как только снижающаяся винтокрылая машина входила в ущелье, её строевые огни становились видны с близлежащих гор. Так оно и вышло.

Павел Бородин первым увидел вспышки выстрелов по снижающейся машине с противоположного хребта и предупредил об этом её экипаж. Благодаря своевременно полученной информации лётчики вывели машину из зоны обстрела и успешно высадили десант. Залпом ракет и огнём бортового пулемёта экипаж Павла Бородина подавил огневую точку противника. После чего благополучно высадил десантную группу. Выполнив боевую задачу, экипажи совершили перелёт на ближайшую площадку, где и находились в готовности к вылету на эвакуацию десантников.

Около полудня поступил долгожданный приказ, и вертолёт Павла Бородина взял курс к месту высадки. На подлёте пришло сообщение, что площадка обстреливается боевиками. Пилоты оценили сложившуюся ситуацию, машину посадили таким образом, что она была прикрыта рельефом местности от возможного обстрела. Взяв на борт группу десантников, МИ-8 поднялся в воздух и стал прикрывать действия второй машины, экипаж которой забрал вторую группу бойцов. Экипажи, выполнив боевую задачу, благополучно вернулись на базу.

В письмах домой, чтобы не волновать родных и близких, Павел писал, что время от времени выполняет тренировочные полёты. Словом, поводов для беспокойства нет никаких. А на самом деле он практически ежедневно принимал участие в боевых операциях, вёл воздушную разведку, прикрывал колонны российских войск с воздуха, эвакуировал раненых. Так, сопровождая колонну внутренних войск, на одном из опасных участков маршрута Чири-Юрт-Шатой-Итум-Кала лётчик заметил на склоне ущелья засаду. Боевиков было около 15 человек. Пилот доложил обстановку старшему офицеру колонны и передал на командный пункт координаты местонахождения боевиков. Бандиты открыли по винтокрылой машине огонь из крупнокалиберного пулемёта. Ответным огнём с вертолёта огневые точки противника были подавлены, боевики отступили в горы.

Чёрный день календаря

29 октября 2002 года для родных и близких Павла Бородина навсегда останется чёрным днём календаря. Выполняя перелёт с аэродрома Северный в Ханкалу, при заходе на посадку вертолёт был обстрелян со стороны дороги Аргун-Грозный. Машина получила серьёзные повреждения задней балки рулевого винта и в неуправляемом вращении стала падать в сторону склада боеприпасов. Поблизости располагались и жилые помещения личного состава. Как позже рассказали сослуживцы Павла, экипаж успел выкрикнуть в эфир лишь два слова: «Ребята, ракета!» Они могли покинуть падающую машину и спастись. Но ценой неимоверных усилий и собственной жизни они смогли отвернуть подбитый вертолёт от складов и жилых помещений, сохранив жизни тем, кто был на земле. От удара о землю вертолёт взорвался, унеся жизни подполковника А.Ю. Володина, капитана П.В. Бородина и старшего лейтенанта В.В. Царегородцева.

В ходе расследования возбуждённого уголовного дела было установлено, что бандиты находились в расположенной поблизости от аэродрома лесополосе. Кто-то видел и белый автомобиль, доставивший боевиков к месту засады. Как пояснили позже задержанные бандиты, они сидели в ожидании одиночного вертолёта. Стрелять по паре боевых машин боялись, поскольку в случае поражения одной машины вторая обрушила бы на стрелявших всю свою огневую мощь. А в таком случае шансов спастись не было никаких. Вертолёт, ведомый капитаном Павлом Бородиным, шёл один…Как рассказали сослуживцы погибших вертолётчиков, командование части и вся эскадрилья выступили за то, чтобы представить экипаж к званию Героев России (посмертно). Но, как говорят, вышестоящее руководство эту инициативу приняло без особого восторга. Экипаж представили к награждению орденами Мужества (посмертно). Но для знавших их друзей и товарищей, родных и близких они навсегда останутся Героями, не пожалевшими своих жизней для спасения находившихся на аэродроме людей.

Георгий Тимофеев.