Жизнь на пуантах

Вы когда-нибудь слышали, как стучат по сцене пуанты балерины? Этот звук напоминает бой маленького напористого барабана. Он отдаётся внутри тебя равномерным тактом, и в этот момент ты отчётливо понимаешь, какой невероятный труд вложен в эти изящные ноги, готовые в любой момент вспорхнуть над сценой.

Познакомившись с коллективом «Калина», в котором занимаются три возрастные группы – дети от трёх с половиной лет до шестнадцати, я была немало удивлена, что в Ейске развивается классический балет. Есть ребята, которые посвятили ему всё своё свободное время. Балету! Этому красивейшему и в то же время труднейшему по физическим и моральным затратам искусству. Звёздочки и настоящие звёзды — всех их объединяет желание блистать на сцене и огромная благодарность своему педагогу, который, как говорят, один из немногих в Ейске, кто способен поставить на пуанты.

Бегущие по волнам

Алина Моргун, Катя Гукина, Алёна Криницкая, Виталина Беляева, Юлия Дроздова и Екатерина Епикова – восходящие звёздочки образцового хореографического ансамбля «Калина», подруги, вместе учатся, вместе проводят досуг и вместе занимаются танцами. Я познакомилась с ними, побывав на репетиции коллектива.

— Приходишь сюда и погружаешься в другой, одухотворённый мир, мир музыки, пластики, — поделились со мной девочки. – Даже когда приходишь сюда приболевшей, позанимаешься и все недомогания как рукой снимает. Занятия в «Калине» для нас больше, чем хобби. Это первый шаг к определению себя в будущей профессии. Первый год, когда формировалась стопа, конечно же, было очень сложно. Слёзы, нервы… Татьяна Фёдоровна всегда и во всём нас поддерживала. Она для нас — вторая мама. Строгая, но понимающая. Не получается какой-то элемент — ногу поставит и объяснит толково его особенности. Мы её очень любим!

Способности Кати Епиковой отметили ещё в детском саду «Солнышко». Когда распределяли детей по кружкам, педагоги заметили её редкостную пластичность, гибкость, идеальный слух. «Срочно в школу искусств!» — скомандовали воспитатели родителям. Послушав совет, они отвели девочку на хореографическое отделение в Ейскую школу искусств. Катя с лёгкостью прошла вступительные испытания и начала учиться на подготовительных курсах. Через два года поступила на основной курс. Параллельно факультативно занималась на фортепиано. Окончив школу искусств с красным дипломом, Катя отправилась повышать свой уровень мастерства к Татьяне Фёдоровне.

На одном из творческих конкурсов Катю увидел профессор ГИТИСа, доцент кафедры хореографии Сергей Филатов, который был председателем жюри.

— У девочки большие способности, если вы хотите двигаться дальше, выйти на большую сцену, нужно учиться профессионально!

Со школьной скамьи — на сцену

А вот другие звёзды «Калины» уже прошли этот этап и успешно учатся, ездят на гастроли, делают первые самостоятельные шаги.

Мария Пархоменко. Можно сказать, что Маша – везунчик. Идя к своей цели, она будто ведома добрым ангелом-хранителем. В 10 лет ей удаётся поступить сразу во второй класс Краснодарского хореографического училища на отделение классического танца. Потом, благодаря блистательному исполнению партии куклы Щелкунчика из балета «Щелкунчик», она отправляется на гастроли в Италию и Австрию вместе с Краснодарским театром балета Юрия Григоровича. Затем переводится в Москву, в хореографическое училище при Государственном ансамбле танца «Гжель». Как-то на открытом уроке к ней подходят хореографы из московского государственного театра «Русский Балет» (руководитель В.М. Гордеев):

— Ты знаешь такую-то партию?

— Знаю!

— А это смогла бы станцевать?

— Смогла!

На третий же день занятий Машу ввели в состав «Лебединого озера» исполнять партию одного из маленьких лебедей, и она отправилась на гастроли в Китай.

Сейчас Маша — второкурсница МГИКа. Но уже пробует себя и в роли педагога: подрабатывает в фитнес-студии, преподавая боди-балет. В дальнейшем хочет преподавать балет детям.

«Вот это везение!» — скажете вы. «Ничего в жизни просто так не бывает и не даётся», — уверена Татьяна Фёдоровна.

По словам Машиной мамы, больших данных от природы у девочки не было. Всё достигалось большим трудом, упорством. Вот что у неё от природы не отнять.

— Маша всегда шла к цели, не плакала, не ныла, стойко терпела боль, — вспоминает мама. — Поэтому и не сломалась, как это происходит со многими. Помню времена, когда она училась ещё в общеобразовательной школе, день был так загружен, что на выполнение домашнего задания ей оставалось всего 40 минут до сна. Устные предметы приходилось ей начитывать прямо в постели, а она слушала их в полудрёме. Сейчас за её плечами уже много серьёзных выступлений на большой сцене. Но всего бы этого не было, если бы не Татьяна Фёдоровна. Мы благодарны ей, что она отметила Машу, посоветовала заниматься балетом, вела её к цели и до сих пор держит с ней связь и поддерживает.

Ещё одна воспитанница коллектива — Мария Колесникова. Маша окончила школу искусств с красным дипломом. Сейчас она – одна из лучших выпускниц Краснодарского хореографического училища народного отделения. Девочка очень трудолюбивая. Настойчиво идёт к своей цели, несмотря ни на какие трудности.

Классический балет в Ейске есть!

Слово о педагоге

Руководит ансамблем Татьяна Фёдоровна  Черкасова. Та единственная, кто по словам своих учеников и их родителей, профессионально ставит на пуанты. Юные балерины в один голос твердили мне: «Будете писать, обязательно напишите о нашем руководителе!».

Татьяна Фёдоровна окончила с отличием краснодарский Дом народного творчества. Двадцать лет проработала артисткой балета Кубанского казачьего хора. Десять лет преподавала в Ейской школе искусств на хореографическом отделении. В 2003 году создала хореографический коллектив «Калина», а потом перебралась с ним в МБУ «Ейский городской центр народной культуры». «Здесь много концертной деятельности, поэтому дети быстро развиваются», — объясняет такие перемены Татьяна Фёдоровна. С 2008 года коллектив носит почётное звание «Образцовый».

А вот что я услышала о Татьяне Фёдоровне от родителей её воспитанников.

— Как ловко она справляется с малышнёй, которая и буквы-то ещё не все выговаривает, а у неё пляшет на сцене. Она в отличной физической форме, ведь маленьким ученикам нужно всё показать самой: верчения, подскоки, сложные дробушки. Любимому делу она посвящает всё своё время, порой забывая об отдыхе. Детей она любит материнской любовью, переживая и заботясь о каждом ребёнке, как о своём. Накупила целый мешок тёплых домашних сапожек, чтобы, ожидая за кулисами своего выхода на сцену в холодное время года, дети не застудили себе ноги. А какой фонтан интересных идей крутится в её голове! На репетициях царит творческая и доброжелательная атмосфера, нет давящего контроля, авторитарности. Дети чувствуют её искренность и неравнодушие, поэтому тянутся к ней и любят. Одни ученики уже совсем взрослые, приезжая в Ейск, обязательно наведываются, иногда с удовольствием принимают участие в выступлениях. Другие, кто учится хореографии в разных городах, приезжают сюда на каникулы и обязательно идут оттачивать своё мастерство у Татьяны Фёдоровны. Нашим детям повезло, ведь они занимаются у лучшего хореографа, на главной сцене города! А мы, родители, безмерно благодарны ей и желаем крепкого здоровья, долгих лет жизни и дальнейших творческих успехов!

Браво!

Сейчас в программе воспитанников «Калины» уже более тридцати номеров, много из них сольных. На недавнем открытом уроке коллективов Дворца культуры, который традиционно открывает новый творческий сезон, зрительный зал взорвался аплодисментами и криками «Браво!», когда на сцене появились участницы «Калины». Их блестящее исполнение никого не оставило равнодушным!

Коллектив регулярно защищает звание «образцовый» и выезжает на всевозможные конкурсы. Вот лишь немногие их достижения за 2015 год. Они стали лауреатами международного фестиваля-конкурса молодых исполнителей «Союз талантов России. Сочи-2015», лауреатами международного конкурса детского и молодёжного творчества «Преображение», лауреатами ежегодного международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Звёздный дождь». А в начале декабря коллектив стал и лауреатом конкурса «Адрес детства – Кубань!».

Они действительно блистают на сцене. Вполне возможно, что именно за этими ребятами будущее российского балета.