Разные, но равные

На базе детского сада №34 города Ейска «Жемчужинка» прошли совместные практические семинары педагогов дошкольных учреждений и преподавателей Ейского педагогического колледжа.

Их тема посвящена особенностям организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и практическому знакомству с возможностями использования оборудования, предназначенного для работы с такими детьми. В частности, речь шла об инклюзивном образовании как инновационном проекте в системе дошкольного образования, когда ребёнок с ограниченными возможностями полностью вовлечён в жизнь группы.

Детский сад «Жемчужинка» долгие годы работает с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, — логопатами. По данным специалистов этого дошкольного учреждения, количество детей с речевыми нарушениями с каждым годом неуклонно растёт. На сегодняшний день методика инклюзивного образования реализуется в шести группах компенсирующей направленности (ОНР), работающих с разным контингентом детей.

Среди детей данной категории преобладают воспитанники с тяжёлыми нарушениями речи: с задержкой речевого развития, с отсутствием речи при нормальном слухе, заиканием, с нарушением речи из-за поражения нервной системы.

Инклюзивное образование получают и воспитанники с другими отклонениями речи со статусом «ребёнок-инвалид», родители которых отдали предпочтение воспитанию и образованию своих детей на основе общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

О бмениваясь опытом, участники семинара в своих выступлениях подчёркивали, что в основе практики инклюзивной формы обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного воспитанника, персонализация процесса обучения и разработка индивидуальной образовательной программы. Они ещё раз доказали, что воспитание и обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях модернизации российского образования, коснувшегося и дошкольного образования, разработка механизмов адаптивных стратегий для таких детей является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими детьми возможностей, — поделилась своими мыслями одна из участниц семинара старший воспитатель МДОУ ДСКВ №34 г. Ейска Валентина Гринёва. – Главное, что при инклюзивном подходе выигрывают все дети, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех участников образовательного процесса. 

Екатерина Стрижова.