Газета «Приазовские степи» продолжает рассказывать о кадетах Ейского казачьего корпуса, их жизни в новых, недомашних условиях, что им интересно и чему их учат наставники. Но сначала – немного истории о том, как появился казачий корпус в Ейске.

В 2011 году глава администрации Краснодарского края подписал распоряжение о создании общеобразовательного учебного учреждения «Ейский казачий кадетский корпус» путём преобразования школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой. Корпус — единственный в северной зоне края взаимодействует с Ейским казачьим отделом Кубанского казачьего войска. Здесь помнят о тех ребятах, которые учились в школе-интернате и достигли больших высот в своей военной карьере. Чтут память тех, кто погиб при исполнении приказа. В молельной комнате находятся портреты двух выпускников – Владимира Едаменко и Павла Бородина. Первому посмертно присвоено звание Героя России, он погиб в Южной Осетии. Второй – кавалер ордена Мужества, погиб в Чечне, похоронен в Ейске. Их автобиографии – пример для нынешних кадетов.

…Недавно на остановке услышала разговор двух женщин: «Вот смотрю на наших казачат, так нравится, что ребята все в форме, такие вежливые, не замечала, чтоб курил кто на улице». — «Да туда просто так не поступишь, наверняка, какой-то свой отбор…» С обсуждения этого разговора и началась наша встреча с руководством Ейского казачьего кадетского корпуса. Неужели здесь учатся действительно «особые» дети? Но нет, меня поспешили уверить, что «каких-то особенных» здесь нет. Они отличаются всего лишь желанием учиться. «Поверьте, у нас много простых ребят, самых обыкновенных, — говорит директор Ейского корпуса Виктор Зайцев, — например, три брата-близнеца, они у нас знаменосцы, а ведь из самой обыкновенной семьи». Поговорив с парнями, узнала, что учатся они здесь второй год и для них всё началось в тот момент, когда друг рассказал о ейском казачьем корпусе. Вот тогда трое племянников пришли к дядьке атаману Новощербиновского хуторского казачьего общества и сказали, что хотят стать военными. Александр Акульшин обрадовался и взялся помогать девятиклассникам. А что, парни крепкие, спортивная подготовка хорошая и проявили себя уже в соревнованиях допризывной казачьей молодёжи. Тем более, что это было осознанное желание троих братьев-близнецов Михаила, Николая и Александра Полуэктовых из станицы Новощербиновской. Родители поддержали, хоть и трудно приходится сейчас семье без сыновьей помощи. Сдав экзамены, ребята узнали, что чуть-чуть недобрали баллов, их зачислили в резерв. А через месяц, когда трое кадетов основного набора не выдержали нагрузок и приняли решение уйти из корпуса, на освободившиеся места пригласили Полуэктовых. К тому моменту братья поступили в аграрный колледж, но на второй день после звонка бросили всё и приехали в Ейский казачий корпус. И вот здесь перед преподавателями, воспитателями, психологами встала дилемма, как поступить? В итоге ребят зачислили в разные классы, чтобы быстрее привыкали к дисциплине, требованиям учителей. А это оказалось нелегко! Втягиваться в учёбу было непросто, даже по сравнению с колледжем, где они отучились месяц. Вгрызаться в гранит науки пришлось серьёзно, гораздо легче было со спортивными занятиями, соревнованиями. Одно из самых ярких впечатлений ребят связано с участием в параде Кубанского казачьего войска в Краснодаре. Тогда они впервые увидели не отдельных казаков, а вполне подготовленную военную силу, как говорили раньше – лаву. А сейчас они, можно сказать, «лицо» корпуса, именно они являются знаменосцами на торжественных построениях, парадах или праздничных шествиях. Все трое – Михаил, Николай и Александр – намерены поступать в военное училище, скорей всего, в пограничные войска и постоянно поддерживать связь с атаманом и казаками своей станицы. А по окончании военной службы вернуться в Кубанское казачье войско в качестве атаманов казачьих обществ.

Примерно так же для себя решил и атаман корпуса (в обычной школе — президент) Виталий Черненко. У этого парня совсем другая история. Сначала надо сказать, что он родился и вырос в семье полкового священника Семиреченского казачьего войска города Алма-Аты. В его роду были донские казаки, многие традиции и обычаи в семье соблюдались. Старший брат пошёл по стопам отца и сейчас также стал полковым священником. Четыре года назад Виталий решил поступать в казачий кадетский корпус в Новороссийске, который гораздо ближе к станице Неберджаевской Крымского района, куда семья переехала из Алма-Аты лет шесть назад. Отец поддержал его решение. Но оказалось, что там нет набора на базе 7-х классов. Поэтому подавал документы в Ейский, куда и поступил на общих условиях. Сейчас, спустя 3,5 года, он понимает, как трудно было в тот первый год всем, и воспитанникам, и педагогам. Многим пришлось преодолеть психологический барьер, быт только налаживался, никто из ребят не мог похвастать опытом обучения и проживания в коллективе. Вскоре Виталию поручили командовать отделением, воспитатели убедились, что он обладает задатками неплохого командира. Так «дорос» до заместителя командира взвода, а в марте 2014 года на казачьем сборе более 2/3 из 200 казачат доверили ему пост атамана корпуса. Виталий рассказал, что в семье детей воспитывали строго, мальчиков – так, чтобы могли постоять за себя, за свою семью. «А тебе самому нравится здесь учиться, что вам рассказывают про казачьи традиции?» — спрашиваю у Виталия. «Однозначно – да, — ни секунды не сомневаясь, ответил он. — Я, когда сюда поступал, не знал, что в корпусе такое серьёзное отношение к изучению казачьих традиций и обычаев. И очень понравилось, что среди дополнительных занятий есть углублённое изучение истории кубанского казачества. Конечно, не всё было гладко, но, по большому счёту, казаки были настоящими защитниками Отечества и что для меня важно – они выступали на стороне православия. Мой отец (он сейчас священник в войсках ВДВ) бывает здесь по три-четыре раза в год, ему нравится, что у нас есть своё братство, многие из нас живут действительно, как в большой семье».

Пересказав услышанный разговор двух женщин, о котором речь идёт в начале статьи, спросила у атамана корпуса, есть ли среди кадетов курильщики? Оказывается, сейчас таких совсем нет: «В первый год, когда мы только все пришли, были разные ребята, видно, что некоторые курили. Но здесь это строго запрещено. А если за такие проступки будет страдать всё отделение (например, лишний раз заниматься строевой или физической подготовкой), то сами же ребята постараются переубедить товарища отучиться от вредной привычки». И ещё Виталий признался, что не жалеет, что попал именно в Ейский кадетский корпус. «Жизнь здесь стала частью меня, — поделился он своими впечатлениями. — Я здесь познакомился с очень интересными людьми, у которых многому научился, в том числе во взаимоотношениях». Многие педагоги своих подопечных не только обучают, но и стараются узнать личностные особенности, характер, ценят ребят за их положительные качества. Такой подход к людям понравился Виталию. А ещё ему понравилось, что ребятам предложили занятия по верховой езде, для этого они специально ездят в село Красноармейское. Чуть позже отец взял коня домой, так что Виталий не оставляет прогулки верхом ни на день. Сейчас он учится последний год и уже точно знает: поступать будет в училище пограничных войск. Это не только продолжение семейных традиций дедов-казаков – служить Отечеству, быть защитником государственной границы, но и вполне осознанное решение сына полкового священника. А один из младших братьев сказал, что думает тоже поступать в казачий кадетский корпус. Виталий его не отговаривает и не убеждает, но рассказывает о том, как ему здесь живётся. О том, что многие воспитатели – боевые офицеры и настоящие казаки. И о них мы обязательно расскажем на страницах газеты «Приазовские степи» в следующий раз.

В коллективе работников Ейского казачьего кадетского корпуса 55 педагогов: 17 учителей, 24 воспитателя, 14 других педагогических работников; 60 человек учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала. Среди преподавателей 4 человека имеют звания «Почётный работник высшего профессионального и общего образования», четверо — награждены грамотами министерства образования Краснодарского каря, 1 – кандидат наук, пять учителей высшей категории, 2 заслуженных учителя Кубани.

Распорядок дня

  • 7.00 – подъём, зарядка, завтрак
  • 8.30 – занятия 
  • 13.30 – обед, дополнительные занятия (учебные и казачьей направленности)
  • 16.00-18.00 – самоподготовка
  • 18.30 – спортивные секции, кружки, личное время (до ужина)
  • 22.00 – отбой.

Марина Шкетова