Миссия выполнима, или Куда приводят мечты

Здесь самое приветливое солнце. Здесь лазурное море и небо с горизонтом сливаются. Здесь танцует графичный Пегас и хитро щурится кошка-сфинкс. Здесь живёт добрая сказка. В этом светлом мире, ожившем в воображении необычных художников и перенесённом на холст и бумагу. Каково это, быть не таким, как все, и творить, не видя взглядом, но сердцем, — мы спросили у Сергея Гриня, участника выставки, которая открылась в краснодарском музее имени Фелицына. Слушая истории таких удивительных людей и глядя на волшебство, которое они создают, вдруг подумалось: нет ничего невозможного, а чудо — осязаемо.

Ты увяз в матрице

История художника Сергея Гриня — это пример любви к жизни, иначе не скажешь. Любви, за которую пришлось бороться.

Десять лет назад тогда еще хабаровчанин Сергей Гринь, молодой инженер лесостроительной промышленности, выпил таблетку жаропонижающего и жизнь его разделилась на «до» и «после». Позже он напишет об этом книгу, где не без горькой иронии сравнит себя с героем «Матрицы», тоже оказавшемся в другом мире после одной капсулы. Книга Сергея называется «Жизнь в раю под чёрным солнцем», она о периоде, проведённом в больнице. Теперь он может говорить об этом без дрожи в голосе.

Синдром Лайелла привёл его к слепоте. Это малоизученное тяжёлое заболевание.

— Его ещё называют синдром варёного мяса, — абсолютно спокойно комментирует Сергей. — Человек слепнет, его кожа покрывается пузырями как при сильнейшем ожоге, а потом буквально слазит с человека, всё тело становится сплошной раной.

Это аллергическая реакция на лекарственные препараты, что и произошло в случае Сергея. Дальше — неправильное лечение и угроза смерти. При таком диагнозе сегодня умирает каждый третий.

— Да, пережил клиническую смерть, потом меня посадили на морфин, потому что думали, что всё равно к нормальной жизни не вернусь, — рассказывает Сергей. — Но я выжил, ещё и пришлось с «иглы» слазить. Вот об этой борьбе моя книга. Она для всех, кто, может быть, отчаялся. Но надо идти дальше. Жизнь того стоит.

Сергей Гринь выжил. Находясь в больнице и катастрофически теряя зрение, он попросил принести ему красный и черный маркеры — эти цвета лучше всего видны на белой бумаге, а маркер — единственный инструмент, позволяющий провести чёткую линию практически вслепую. Так он начал создавать свои удивительные графические рисунки.

Принц-полукровка

А ведь он с пятнадцати лет мечтал стать художником. С того самого момента, как к нему, ещё тогда зрячему, пришёл первый образ. Тогда над мальчишкой и его рисунком сверстники посмеялись, и он это дело забросил. Но судьбе, видимо, было угодно иначе. Мечта — тяжёлой ценой, но привела его к творчеству.

Перед открытием выставки мы находимся в зале музея Фелицына, где сегодня представлены его работы. Приходите и убедитесь сами — они завораживают, они полны символизма. Здесь есть и объёмные рисунки — гости выставки закрывают глаза, образы становятся осязаемыми.

— Меня часто спрашивают, что означают мои символы? — рассказывает Сергей Гринь. — А я всегда отвечаю вопросом. А что вы в них видите? Один знакомый однажды пошутил: а может быть это инопланетные ноты и музыка? А месяц назад мой друг музыкант Энди Хардуэйк, который, как и я, несмотря на то, что ослеп, не бросил любимое дело, посмотрел кончиками пальцев одну из моих работ. И то, что он почувствовал, сложилось у него в прекрасную мелодию. Это был настоящий подарок для меня.

Кстати, сам Сергей никогда не даёт название своим картинам — он оставляет это право зрителям. Так появились «Бесконечность», «Водоворот» и «Кошка сфинкс».

Когда его называют слепым художником, он не соглашается, предпочитая определение «полукровка». Потому что часть своих работ рисует, «подглядывая». Сергей Гринь почти всё время своей жизни проводит с опущенными веками: синдром сухого глаза — нет своей слезы. И если глаза приоткрыты, то нужно капать специальный раствор каждую минуту, он считал — тысяча закапываний в день. Но только так он может «подсмотреть» за жизнью. И при сильном приближении видеть то, что рисует.

Живу, потому что вижу

Сергей вспоминает тяжёлое время реабилитации и, пожалуй, одно из самых важных решений в жизни — переехать на юг.

— Слепота, конечно, сильно меня выбила из колеи, — будто задумываясь о чём-то очень личном, вполголоса, но без грусти вспоминает Сергей. — Профессию пришлось оставить. Но я не отчаялся, начал искать другие пути.

Так Сергей Гринь решил, что будет жить в Сочи. И всё получилось. В 2011 году он переехал и вскоре устроился работать экскурсоводом в художественный музей. Как раз тогда там открывали мультимедийный зал, Сергей сам разработал программу экскурсий и сам сегодня их проводит. В музее также выставлены и его работы. Экспозиция под названием «Живу, потому что вижу».

Ольга Хрисанова, заведующая выставочным отделом сочинского художественного музея, говорит о ней так:

— Здесь мы имеем дело с новым направлением в искусстве, где нет устоявшихся веками правил. Где каждый шаг — открытие, каждая работа — словно карта неизведанных земель. Они открываются перед нами, оставаясь закрытыми, дают пищу для размышлений и подстёгивают фантазию. Это выставка современной графики, автора, чей путь был столь же непрост и загадочен, как и его работы.

Ещё один необычный жанр, который создал Сергей, — это так называемый «астральный портрет» человека. Линии, геометрические фигуры, художник поясняет их значение:

– Внутри чёрная линия — это дата, цифры, переведённые в такую линию. А сверху графические символы выдают, как я её называю, оболочку, то есть это именно то, как я на уровне подсознания чувствую и воспринимаю человека, в силу того, что я не могу его видеть из-за осложнений со зрением, но в графическом выражении это будет такой вот портрет человека.

Бог в деталях

Сергей Гринь по-настоящему научился любить жизнь. Он активно занимается спортом. А ещё ему удалось стать частью события, важнейшего для нашей страны и особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья. Однажды его друг Дэви Тамаришвили, председатель общественной организации инвалидов-колясочников «Возрождение», предложил Сергею поучаствовать в подготовке Зимних олимпийских игр в Сочи.

Он прошёл обучение и получил сертификат эксперта в оценке уровня доступности объектов для инвалидов. Консультировал обслуживающий персонал, тестировал систему «говорящий город» (речевые информаторы на автобусах, светофорах). И, конечно, — тифлокомментирование Олимпийских и Паралимпийских игр — это описание словами события или предмета в деталях. На зрелищных соревнованиях самое важное — это умение передать эмоции, зарядить ими тех, кто не может видеть действо. Иногда это целый голосовой спектакль, раньше такие были популярны на радио.

— Например, на церемонии открытии Игр Каймановы Острова вышли в шортах и сланцах, и тифлокомментаторы описывали их выход, их лица и шутили, как эти ребята сдерживаются, чтоб не трястись от холода и при этом улыбаются зрителям! Понимаете, это такие детали, на самом деле очень нужные и важные незрячим людям.

Смотрю на Сергея Гриня. В этих тёмных очках он и правда похож на супергероя. Смотрю на него и вдруг думаю: вот так — спастись самому, а потом понемножку, сколько есть сил, спасать других. Наверное, это и есть особая миссия особых людей. Миссия, которая выполнима.

Маленький слепок обычного общества

На выставке в музее Фелицына можно увидеть и работы «Наивных художников Кубани», которые являются воспитанниками краснодарской «Инва-Академии», где проходят обучение и реабилитацию дети и взрослые с ограниченными возможностями здоровья. Её основатель и организатор Николай Галкин рассказывает:

— В 1993 году в Новотитаровской мы организовали студию. Тогда у нас было всего пять детей. Сейчас в течение года в студии проходят реабилитацию и обучение, а также арт-терапевтический курс не менее шестисот человек. В своём развитии мы прошли несколько этапов. Первый, пожалуй, был самым простым, но трудным, мы искали свой путь, ставили в основном учебные задачи. Учили детей рисовать, осваивали каноническую древнерусскую живопись. С каждым годом задачи усложнялись. Их ставила перед нами жизнь, те проблемы, с которыми каждый день и час сталкиваются инвалиды.

И сегодня «Инва-Академия» по праву может гордиться своими воспитанниками, настоящими звёздочками.

— Нам часто говорят, что наша студия — необычное явление, — делится Николай Галкин. — Я так не думаю, наоборот, мы — маленький слепок обычного общества. Мы постарались в обычной студии изменить отношение к детям-инвалидам и к людям вообще. Наша мечта, чтобы через наш пример, наши выставки и мастер-классы нас услышали, поняли, и, может быть, в чем-то общество изменило своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Марина Лусникова