Услышать самого себя 

Футболисты, Мальвины, феи

…Нет, совсем не так я представлял себе это здание накануне. Казалось, это будет грустное зрелище. И, к счастью, приятно удивился. Фасад здания — ухоженный, с колоннами, вокруг – прекрасный газон. Внутри тоже красиво и уютно. Знакомьтесь — государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат города Краснодара.

Я прошёлся по просторному холлу. Места для активного отдыха на переменах вдоволь. Благо, время позволяет, поскольку паузы между уроками – по двадцать минут. Можно не только побегать, но и перекусить: для восполнения калорий предусмотрен так называемый второй завтрак. А всего детей здесь кормят пять раз в сутки, да, не в каждом доме с полной чашей так поешь. Только в утреннем меню — разнообразные каши, и омлет, и голубцы, и творожная запеканка, и любимый детворой новомодный йогурт…

После уроков и плотной трапезы можно развлечься. Активный отдых в стенах школы включает в себя занятия в спортивных залах и на тренажёрах, есть танцевальная студия, вечерняя дискотека. Как объяснили педагоги, их воспитанники пусть не всегда хорошо слышат, но чувствуют музыку, её ритм и успешно учатся двигаться в такт. И получается у них это порой получше, чем у других!

После вечерних танцев — отбой. Отличие интерната от обычной школы ещё и в том, что большинство ребят здесь не только учатся, но и живут. И комнаты напоминают уютом гостиничные номера. Каждая из спален — в индивидуальном тематическом стиле. У мальчишек среди прочих есть пилотная, футбольная… В пилотной, вероятно, ночуют будущие лётчики: здесь на стенах фотографии авиалайнеров, на полочках — макеты самолётов. В футбольной спальной комнате — футбольные мячи, портреты корифеев «игры номер один», есть и фотоснимок нашей сборной.

Комнаты для девочек — все в разных цветовых тонах. В комнате «Фея», например, розовые занавески, покрывала, стены. В спальне «Мальвина» — всё в голубых оттенках: намёк на локоны девчонки из популярной детской книжки.

Интернат и интернет

Вряд ли могли о подобном мечтать на рубеже восьмидесятых: именно тогда, в 1989 году, появился на свет интернат, который принял детей с нарушениями слуха. В то время, к примеру, компьютер для многих был непозволительной роскошью, сегодня же выход во Всемирную паутину в здании ГБОУ открыт из каждой точки. В помещении библиотеки установлены компьютеры, свои «компы» есть и в аудиториях, где преподаватели «сеют разумное, доброе, вечное». В коридоре вдоль классов — зона wi-fi, отсюда на переменках иногородние ученики ведут разговор с родителями по скайпу. В самих классах — интерактивные доски, позволяющие изучать любую дисциплину не только на слух, но и зрительно. Вносит лепту в зрительное восприятие и современный телеэкран — словом, техническое оснащение на самом достойном уровне.

Интерактивный гаджет, к слову, соседствует со школьной доской из докомпьютерной эры: мелом на милом анахронизме написаны слова и цифры — одно другому не мешает.

— У нас в ходу комбинированное обучение, — поясняет заместитель директора по учебной работе ГБОУ Наталья Голивец, — сочетание прогрессивных новаций со всем, что было лучшего в минувшую эпоху, — залог успеха в работе с детьми.

Классная работа

Бросается в глаза словосочетание «классная работа» на всё той же старой доброй школьной доске. Работа действительно классная — в смысле высокого класса: такую оценку можно дать учителю. Обучение школьников «подсмотрел» корреспондент «КП-Кубань» и пришёл к этому оптимистичному выводу.

Вначале — речевая гимнастика: у слабослышащих проблемы с дикцией, и этот аспект для них важен. Из звука «м» рождаются слова «машина», «мама»: с каждым упражнением знакомые слова произносятся уверенней и внятней.

Затем задания посложнее. Учитель задаёт вопросы, закрыв рот «экраном» — приспособлением, напоминающим небольшую лопатку. Делается это для того, чтобы слабослышащие школьники не уловили суть вопроса по губам преподавателя. Удаётся это всем, но в разной степени.

Подход к детям индивидуальный. К тому, кто слышит хуже остальных, преподаватель подходит ближе. «Какой сегодня день недели?» — «Среда!» — правильному ответу одинаково рады оба — и учитель, и ученик.

Сегодня в классе семь детишек, должно быть восемь, но один приболел. Всего же в краснодарской школе-интернате проходят обучение 307 человек, семеро из которых составляют дошкольную группу. Обеспечить многочисленный детский коллектив всем необходимым — тоже работа высокого класса, конвертированная в серьёзную материальную поддержку. Аудитории школы оснащены мебелью «Трансформер», для учителей есть комплекты автоматизированных рабочих мест (АРМ). Пищеблок школы оборудован пароконвекторами. Безопасность детишек — превыше всего, поэтому в школе установлено автоматизированное сообщение на пункт пожарной станции, видеонаблюдение. Чтобы сделать обучение особенных детишек комфортным и безопасным, из краевого бюджета за последние три года было выделено около 25,5 миллиона рублей.

В рамках краевых программ школа-интернат приобрела (естественно, бесплатно) многофункциональную спортивную площадку, оборудование для швейной и столярной мастерских. Последнее приобретение, пожалуй, особенно важно — ведь в мастерских учащиеся школы (и слабослышащие, и глухие, и дети с прочими особенностями развития) постигают азы своих будущих профессий.

Наушники для завтрашнего дня

— Наши выпускники могут стать зубными техниками, лаборантами, цветоводами, освоить профессии столяра или швеи, — рассказывает социальный педагог Елена Великанова. — Есть перспективы и у тех, кто хотел бы добиться успехов в ремесле ювелира: дети с ослабленным слухом прекрасно запоминают детали, что является подспорьем в работе с серебром и золотом.

Вполне по силам выпускникам школы получить и высшее образование. Так, в нынешнем году трое бывших учащихся школы-интерната поступили в знаменитую «Бауманку», а ещё один парень стал студентом Краснодарского института культуры.

Между прочим, одно из занятий в школе предусматривает работу учащихся в специальных наушниках, позволяющих детям отчётливо слышать не только окружающих, но и самих себя. Благодаря чему можно шлифовать собственную дикцию, отрабатывать произношение.

Весь учебный процесс в краснодарской школе-интернате, частью которого стали чудо-наушники, тоже даёт возможность ребятам услышать самих себя. То есть разобраться в себе, найти своё призвание и место в этом огромном мире.

Это интересно: Кубанские иконы попали в… Ватикан

В здании школы расположился музей, экспонаты которого изготовлены руками воспитанников школы-интерната. Здесь встречаются истинные шедевры — например, изготовленный из пшеничных зёрен герб Российской Федерации. Но особое внимание — иконам. В воспитании ребят педагоги активно сотрудничают со священнослужителями храма Рождества Христова. Одни иконы рождены на свет выжиганием по дереву, другие сделаны оригинальной искусной росписью. Между прочим, часть этих икон выставлялась на престижной экспозиции в Москве. И когда Белокаменную посетил с визитом Папа Римский, иконы так ему понравились, что организаторы выставки подарили несколько работ Понтифику. Вот так произведения выпускников краснодарской школы улетели в Ватикан.