Среда обитания Почему пришла волна? 

О прошедшем в прошлом году урагане, обрушившемся на побережье Азовского моря, в посёлке Ясенская Переправа напоминает очень многое, поскольку не все станичники смогли устранить последствия стихийного бедствия. О мощном ударе волны свидетельствуют и многочисленные промоины по береговой линии посёлка. Но не это самое страшное. Опасность для посёлка заключается в том, что трагедия сентября 2014 года может повториться. Об этом говорят члены создаваемого добровольного экологического сообщества, в состав которого входят жители Ясенской Переправы. Один из них – Юрий Закусило – поделился имеющейся у него информацией с исполняющим обязанности главы Ейского района Юрием Келембетом.

Осмотр территории Юрий Андреевич начал с участка дороги, который во время наводнения был размыт. Сейчас он отсыпан, берег укреплён природным камнем. Он, к слову, пользуется большим спросом у селян, которые машинами вывозят его на свои подворья. Этим промыслом, скорее всего, занимаются не только жители Ясенской Переправы, но и хутора Шиловка, и станицы Ясенской. Вряд ли за камнем поедут сюда жители Ейска либо других достаточно удалённых от Ясенской косы населённых пунктов района. По логике вещей, руководство Ясенского сельского поселения должно озаботиться данной проблемой и принять меры к тому, чтобы каменная отсыпка, защищающая дорогу, не растаскивалась по дворам. А то ведь может статься так, что незащищённая дорожная насыпь вновь будет размыта водой.

Чтобы дорогу не размывало в будущем, есть предложение поднять дорожное полотно на три метра, двухкилометровую дамбу укрепить. По приблизительным расчётам, стоимость работ оценивается в 250-280 миллионов рублей.

Местные жители, вникшие в суть вопроса, считают, что эти капитальные вложения дорогу не спасут. Они предлагают, напротив, участок дороги, подвергаемый ежегодным разрушениям от нагонных волн, немножко понизить, сделать пологие откосы из бетонных плит. Тогда нагонная волна будет перекатываться через дорогу, не разрушая её, и потеряет свою силу в Ясенской озерной системе, ныне практически сухой. Для стравливания излишков воды из Ханского озера предлагается под дорогой уложить бетонные дренажные трубы. Они же будут пропускать в озеро нагонную волну небольшой мощности, подпитывая его водой.

— Рациональное зерно в этом предложении есть, — отметил Юрий Келембет. — Но его должны тщательно проработать специалисты.

Активисты экологического сообщества проанализировали поступившую к ним информацию и документы и пришли к выводу, что наводнения и подтопления восточного побережья Азовского моря возникали лишь тогда, когда люди перекрывали нагонной волне проходы в озёрно-лиманные системы, являвшиеся естественными природными гасителями её высоты и мощи. Наглядным примером этому служит наводнение 1914 года. В то далёкое время рыбопромышленник Иван Чага при строительстве железной дороги перекрыл проходы в Бейсугскую озёрно-лиманную систему и систему Ахтарских солёных озёр. Именно это и стало причиной катастрофы, при которой погибли свыше трёх тысяч человек, как установила правительственная комиссия. Нагонная волна, гонимая штормовым ветром, не найдя проходов, поднялась на несколько метров выше обычного уровня Азовского моря и смела всё на своём пути, даже железнодорожный путь и паровоз с вагонами. Кстати, на паровозе спаслись около 10 человек. Ураган расчистил проходы в буферные зоны. И до 2014 года таких больших катаклизмов на побережье больше не происходило.

Правда, в 1947 году по решению «Кубмежрайрыбакколхозсоюза» для улучшения рыбопродуктивности лимана было засыпано Богасское гирло. Но рыбопродуктивность не возросла, а напротив, упала. Специалисты института «Крайколхозпроект», ныне «Кубаньводпроект», установили, что причиной этому и явилось засыпанное гирло. В итоге своих постов лишились руководители, принимавшие решение о строительстве дамбы, в том числе и первый секретарь Приморско-Ахтарского райкома ВКП (б).

Несмотря на принятые кадровые решения, возведённая дамба осталась, вследствие чего периодически происходили наводнения и подтопления населённых пунктов. До тех пор, пока в 1969 году мощный шторм не размыл дамбу и не расчистил Богасское гирло. Спустя несколько лет рыбопродуктивность лимана восстановилась. Прекратились и наводнения.

А в начале нового тысячелетия был разработан проект «Берегоукрепление Ясенской косы в Приморско-Ахтарском районе». В соответствии с проектом Богасское гирло было засыпано для прокладки грунтовой дороги для вновь создаваемого туристского кластера. По имеющейся информации, на выполнение данных работ было затрачено почти 900 миллионов рублей.

Построенная дамба не дала нагонной волне разойтись по Бейсугской и Приморско-Ахтарской озёрно-лиманным системам. Весь песчано-ракушечный рукотворный пляж 24 сентября прошлого года переместился вдоль косы. Большая часть пляжной отсыпки выпала в осадок в Ясенском гирле, уменьшив глубину прохода с 9-12 до 4-4,5 метра с образованием на выходе из гирла косы, оставившей проход в 30-40 метров для циркуляции воды между Азовским морем и Бейсугским лиманом. Такая закупорка Ясенского гирла с перекрытием Богасского гирла и прохода в Ханское озеро создаёт реальную угрозу для нового наводнения.

Жители посёлка заметили, что после наводнения в Бейсугском лимане стала исчезать рыба. Удалось установить, что большое количество рыбной молоди гибнет в застойно-заморной юго-западной акватории Бейсугского лимана. В общем, как считают активисты, беда пришла из-за дамбы, перекрывшей Богасское гирло. И она может повториться, но уже в большем масштабе, учитывая то, что своеобразный «тромб» возник и в Ясенском гирле. Чтобы снять эту угрозу, считают селяне, необходимо расчистить Ясенское гирло и ликвидировать дамбу на Богасском.

Вполне очевидно, что не в компетенции руководства Ейского района решение этой задачи. Но есть выход — обратиться в краевые и федеральные структуры.

Жители посёлка высказали исполняющему обязанности главы района и другие просьбы. В частности, об открытии бани. Здание её находится в хорошем состоянии, числится на балансе поселенческой власти. А желающих попариться найдётся немало. Прежде, когда баня работала, сюда приезжали помыться с хутора Шиловка, посёлка Ясенская Переправа. Ещё одна острая для селян тема — закрытие филиала Сберегательного банка. И сейчас, чтобы получить пенсию, а многим она перечисляется на счёт в банке, надо ехать в Ясенскую Переправу. Что неудобно да и накладно.

Высказанные селянами жалобы и предложения, безусловно, не останутся без внимания. Они будут переданы для рассмотрения в соответствующие службы и ведомства.

Георгий Тимофеев.