«А я за компанию!» — как часто мы слышали такой ответ от ребят, поступивших в вуз или суз. Но есть учебные заведения, куда можно поступить только по велению сердца. Не побоюсь этих высоких слов, потому что кадетом казачьего корпуса может стать далеко не каждый. Даже если парнишка успешно сдаст все испытания, но у него нет желания бросать обычную школу и учиться в казачьем корпусе, его не возьмут — должна быть личная заинтересованность ребёнка, а не родителей. Так чем же живут нынешние кадеты? О чём они мечтают и легко ли было им отказаться от всего привычного, что есть в семье? Кто их наставники и как они передают ребятам мудрость казачью? На все эти вопросы постараемся ответить на страницах нашей газеты. Мы начинаем серию статей из жизни Ейского казачьего кадетского корпуса.

Уже с порога всех входящих настраивает на особый лад звучащее из колонки радио «Казак-ФМ» — с момента появления радиостанции это непременная составляющая жизни воспитанников. Их здесь немало, 220 ребят стали кадетами. Да что там говорить, выпускниками стали уже 46 парней и 28 из них учатся в высших военных учебных заведениях, трое служат в войсковых частях, носящих казачьи наименования. Казачья атрибутика здесь проявляется не везде, но во многом: на стенах и в кабинетах размещены портреты казаков, на отдельном стенде — портретная галерея атаманов Черноморского и Кубанского казачьих войск, в том числе нынешнего кубанского атамана Николая Долуды. В музейном уголке на «Казачьем подворье» наглядно показан быт кубанских семей столетней давности. Даже творческие вечера в актовом зале проходят рядом со стилизованным казачьим подворьем. Но главное — вся эта атрибутика не просто внешнее проявление казачьего духа. Им пропитана вся повседневная жизнь подростка. Ведь ещё до поступления нужно получить рекомендацию атамана хуторского казачьего общества и приложить её к документам для приёмной комиссии. А это значит, что мальчику задолго до поступления расскажут о главных исторических вехах создания Кубанского войска, основных заповедях казачьих. Они просты и понятны каждому.

Например, атаман хуторского казачьего общества города Ейска Валентин Маленко ведёт активную работу с городскими ребятами. Объясняет, рассказывает. А потом, сидя в приёмной комиссии, сам же видит, как отвечают ребята, которым он давал рекомендации перед поступлением. Заместитель директора по воспитательной работе Юрий Блануца рассказал, что этим общение атамана и воспитанника казачьего корпуса не заканчивается: «Во время каникул наши кадеты в обязательном порядке приходят в штаб и атаман, да и другие казаки непременно спросят у парня, чему его научили, что он умеет, что нового узнал». К тому же, за каждым взводом закреплено районное общество Ейского казачьего отдела.

— У него в кабинете на стене целый арсенал холодного оружия казака, не только шашка и плётка, но и булава, кинжал. Пока ребята были заняты, а в это время у них был полдник, спрашиваю:

— У вас в этом году был достаточно высокий конкурс среди поступающих. С чем это связано?

Чем больше мы заявляем о своих достижениях, тем выше конкурс. Сейчас о нас знают многие, и, конечно, мы принимаем документы от всех желающих. В первый год фактически шло один к одному, в этом – один к трём. С чем это связано? Думаю, что в первую очередь сейчас в стране действительно вырос дух патриотизма. На это повлиял и юбилей Победы, и волнения во внешнеполитической ситуации, но главным аргументом, конечно, стало то, что сейчас практически завершилось перевооружение (или заканчивается в некоторых родах войск), военнослужащим платят достойную зарплату, престиж армии как никогда вырос.

За короткое время существования казачьего корпуса документы подавали ребята не только из Краснодарского края, но и соседних регионов — Ставропольского края, Ростовской области. Были желающие и из более дальних – Белгородской области, Кабардино-Балкарии, Абхазии. Но наибольший процент поступивших — с Кубани… Объяснение тому простое – средства на содержание выделяются из краевой казны, а не из федерального бюджета. Кстати, о финансах – в своё время здания (столовая, корпуса как для занятий, так и для проживания, досуговой деятельности, спортзал) были капитально отремонтированы. А что касаемо поступающих, то есть несколько критериев: знания, физподготовка и мотивация. Без последней, как уже ясно, сюда не поступить. Безусловно, важно состояние здоровья, ведь члены приёмной комиссии прекрасно понимают: та физическая нагрузка, которая ложится на ребят, – не просто многочасовые занятия по физкультуре, но и строевая подготовка – требуют стопроцентной выдержки. При этом директор казачьего корпуса Виктор Зайцев убеждён, что здесь готовят элиту общества, а это очень высокая планка, которую трудно удержать, но необходимо. «Наши воспитанники, безусловно, стопроцентно мотивированы, почти все хотят стать в будущем офицерами,- утверждает он. – Да вы сами пойдите, побеседуйте хоть с выпускниками, хоть с вновь поступившими и убедитесь».

Послушав совета руководителя учреждения, после полдника поговорила с парнями. Как ни странно, разговор проходил в молельной комнате, в тишине и прохладе, как будто подталкивающей к размышлениям и неспешному анализу прожитого дня.

— Знаете, я уже заметил, здесь никогда не бывает толпы. Если кто-то зашёл, то другие не нарушают молчаливое уединение, — с таких слов начался наш разговор с Тимофеем Пучковым, кадетом седьмой сотни. То есть он ученик седьмого класса.

За короткое время узнала, что вся его семья – это мама и младший братишка, которому нет ещё и четырёх лет. Живут они в селе Глафировке Щербиновского района. Самому Тимофею скоро исполнится 13 лет и он действительно скучает по маме. «Я даже не понимал, что это такое, когда мама всегда рядом, — рассказал он. – Только сейчас, проучившись здесь месяц, мне становится понятно, как много это для меня значит. А ведь когда я был дома, меня больше интересовали компьютерные игрушки, чем семья…» Глядя на этого мальчика, трудно поверить, что такие слова говорит, по сути, ещё ребёнок. А оказалось, что за какой-то месяц у него изменилось не только отношение к маме и младшему брату, но и поменялись ценностные ориентиры в жизни. Тимофея перестали интересовать игры в телефоне, приезжая домой на выходные, он часами готов помогать маме в быту: готовить кушать, присмотреть и поиграть с младшим, рассказать всё-всё, что произошло за эту неделю. Это была идея мамы, чтобы он пошёл учиться в казачий корпус, и она приложила немало сил, чтобы и сын поддержал её. Но и сам Тимофей был приятно удивлён, когда хуторской атаман стал рассказывать ему, мальчишке, про Кубанское войско: «Вы даже не представляете, как мне было интересно узнать эту историю, когда атаман Головатый отправился к Екатерине Второй, стал просить за казаков, я слушал, как заворожённый», — поделился своим впечатлением семиклассник. Оказалось, что они совсем недавно переехали на Кубань из Подмосковья и для него все эти рассказы стали открытием. Здесь один из самых любимых предметов – алгебра, в дополнительное время с нетерпением бежит на занятия историков-архивистов. Ведь на них история оживает, предстаёт не скучными лекциями, а интересными видеопрограммами. Одним из последних фильмов, которые показывали ребятам, был «История Российской империи». Тимофей утверждает, что не боялся сдать экзамены, верил, что поступит. Из необычных предметов нравится джигитка – искусство владения холодными видами оружия казака. «Знаете, я уже сейчас благодарен маме, что сюда поступил, — разговорившись, сказал 12-летний мальчик. – Ведь в обычной школе этому не учат. Мне даже нравится, что у нас нет свободного времени, всегда чем-то занят. Но сначала мне не понравилось, очень хотелось вернуться, жить как обычно. А сейчас ничего. Может, и не все занятия нравятся. Но и в той же хореографии есть плюсы, ведь это же хорошо, когда умеешь красиво и плавно двигаться…». Но что меня больше всего удивило в беседе с этим парнишкой, не скрою, его фраза «мама будет мною гордиться». Это, согласитесь, приятно… Уже сейчас Тимофей понимает, что в казачьем корпусе нет понятия: я с тобой дружу или не дружу. Ребята проводят почти всё время вместе, всем взводом отвечают за дисциплину, порядок, знания. Все оказались в равных условиях, оторванные от семьи они же сами и утешат друг друга, и поддержат. И он знает, чего хочет дальше, его цель — связать свою судьбу с работой в федеральных органах безопасности. Поясняя свой выбор, подросток (как правило, в этом возрасте ребята действительно не боятся высоких слов) сказал: «А ведь если не я, то кто? Служить своей стране это и престижно, и почётно, и понимаешь, что выполняешь свой долг, а здесь ещё и атмосфера такая, военная, невольно проникаешься этим духом…»

[node:title]

В тот день мне удалось побеседовать с ещё одним кадетом – Виталием Тайлаковым. Ему 16 лет, он учится в 11-м классе, семья – папа, мама и младшая сестрёнка — живёт в Ейске. У него другой путь в казачий корпус. Для Виталия примером всегда были дедушка и дядя, которые немало лет отслужили в армии. Дедушка – в ракетных частях на Семипалатинском полигоне, дядя – в войсках связи в Волгограде. Можно сказать, что жизнь военнослужащего у него не вызывала каких-либо тревог. Почти всегда Виталий был в хорошей спортивной форме, то в одну секцию ходил, то в другую. Так сложилось, что друзья стали рассказывать о военно-патриотическом клубе «Звезда» при автошколе ДОСААФ по Коммунистической, сам сходил, посмотрел, что да как и… прикипел. Понравилось тогдашнему восьмикласснику, что здесь хорошо поставлена физподготовка, учили сборке-разборке автомата Калашникова. А позже на семейном совете решили – хочешь стать военным, попробуй себя в качестве кадета. Вдруг не выдержит Виталий военной муштры? Ведь и директор казачьего корпуса Виктор Алексеевич считает, что нет ничего страшного, если парень откажется от дальнейшей учёбы в казачьем корпусе. Подчиниться строгой дисциплине не каждому дано. Так лучше узнать об этом сейчас, пока ещё все дороги свободны. Виталий учится здесь уже второй курс. Он сам заметил, что улучшились спортивные показатели, здоровье окрепло. На вопрос: чего боялся и какие страхи оказались напрасными — он сказал, что не боялся ничего. А вот первые два месяца в непривычной обстановке стали настоящим испытанием. Безусловно, был психологический барьер, который нужно было преодолеть, а сейчас всё стало привычным. «Мне здесь нравится, — считает Виталий, — нас здесь очень хорошо учат, мы всё время чем-то заняты. Это же лучше, чем бесцельно бродить по улицам города, не так ли? Очень нравится, что занимаемся рукопашным боем. Это всегда пригодится, знаю, как защититься при необходимости». А ещё – хороший способ «выпустить пар», которого у молодых горячих ребят довольно много. В будущем он видит себя штурманом истребителя после учёбы в Челябинском училище. Или – выпускником Севастопольского. Кто-то скажет, это мечта, а наставники поддержат и подскажут при необходимости, куда же лучше пойти учиться. Виталий признался, что ему очень нравится, как преподают историю и обществознание, математику и физику. А вообще, считает он, здесь уровень преподавания всё-таки выше, чем в обычной школе. Он признаётся, что за полтора года мысль «служить Родине – это почётно» стала частью его души. Отсюда и дальнейшие планы на жизнь.

Думаю, что такой характеристике не удивились бы воспитатели и учителя ейского казачьего кадетского корпуса. Ведь здесь в учёбе и физподготовке – зачёт по последнему (почти как в армии). А раз так, значит, отстающих надо подтягивать, помогать как в добрые времена пионерских дружин. И к «малышам» относятся как своим братьям, учат, как кровати застилать, да ещё подскажут, как лучше, чтоб и красиво, и быстро. Как воротнички подшить или за формой ухаживать. А иначе никак, ведь это – единое братство кадетов Ейского казачьего корпуса. Это ребята, которых на улицах города сразу узнают по форме и выправке.

И ничего удивительного в этом нет, считает Юрий Блануца. Изначально хорошо поставленная работа кадетского самоуправления плодотворно влияет на всю многогранность жизни парней в закрытом учебном заведении. На корпусном совете атаманов (от каждой сотни) решаются вопросы дисциплины, учёбы, досуга, мероприятий как внутреннего, так и общегородского уровней. Но это – темы для будущих статей о жизни подростков. А уходя, я уносила с собой твёрдое убеждение, что здесь готовят не просто будущих военных России, а настоящую элиту нашего общества. Именно из таких глубоко мотивированных мальчиков вырастают настоящие патриоты, которые будут делать свою работу, выполнять свой долг не только по приказу, но и по велению сердца.

Десять казачьих заповедей:

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. 

2. Казаки все равны в правах.

3. По тебе судят обо всём казачестве и твоём народе.

4. Служи преданно своему народу.

5. Держи слово, слово казака дорого.

6. Чти старших, уважай старость.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

8. Погибай, а товарища выручай!

9. Будь трудолюбив, не бездействуй.

10. Береги свою семью, служи ей примером!

Из 220 воспитанников Ейского казачьего кадетского корпуса 85 ребят из неполных семей, 10 – оставшихся без попечения родителей, в том числе 6 — сироты, из многодетных семей – 26 мальчиков.

Ирина Шишиморова, мама Виталия Тайлакова:

— Я очень рада, что Виталий учится в казачьем корпусе. Здесь дают более глубокие знания по многим школьным предметам, радует усиленная физподготовка. Ведь и здоровье улучшилось! Раньше Виталий болел каждые три месяца, а здесь забыли о простудах. Я даже подумать не могла, что он займёт второе место в гиревом спорте на казачьих сборах. Ну, вы представляете, он весит 85 кг, а поднял гирю весом 24 килограмма сто раз! Как-то он пришёл в свой бывший класс на уроки. Так учителя его спрашивали по всем предметам, и везде он отвечал на «отлично», даже по темам, которые в школе ещё не проходили. Конечно, всем было приятно. Мы поняли, что он действительно изменился, примерно, через полгода. Сейчас у него уважение к старшим проявляется сильнее. Если раньше он мог отмахнуться от советов дедушки, то сейчас – нет. Даже если не согласен, промолчит, спорить не будет, прислушается. Мне нравится, что среди кадетов очень хорошо поставлена работа в помощи пенсионерам, ветеранам. А вообще, он стал более рассудительным, спокойным. И обычную работу по дому делает сам, без понуканий…

Марина Шкетова