В октябре Ейский народный театр оперетты (уже год как народный музыкальный театр) отметит своё 60-летие. Возраст для народников более чем солидный. Но те, кто знаком с творчеством этой труппы неблизко, наверное, будут удивлены: кринолиновые платья в пол, статичные красавицы на сцене, возрастные актёры, играющие юнцов, — всё это не про него. Ейский народный театр оперетты давно помолодел! Большинству его актёров от восемнадцати до двадцати одного. Сегодня на сцене двадцать девять молодых, энергичных, непредсказуемых участников. Под руководством своего режиссёра Елены Юрьевны Бершацкой они творят мюзиклы и музыкальные сказки, которые с овациями принимают далеко за пределами Ейского района и даже Краснодарского края. Ростовская область, Ставропольский край, Дагестан ими уже покорены.

— Быстренько разобрали все свои платья и туфли! Через 10 минут выход на сцену! – командует хореограф театра Инна Сахно.

— У кого есть красная помада? Где подъюбники? Где накладные ресницы? – бегают по гримёрке актёры.

— Ой, они отклеиваются, ресницы отклеиваются! Дайте клей! Не посейте мою помаду! Застегните мне, пожалуйста, кто-нибудь молнию, – шумит актёрский улей, готовясь к выходу на сцену.

Через 10 минут яркие и красивые они уже порхают по ней, отбивая чечётку и кружась в безумном танце.

На удивление среди них нет ведущих и второстепенных, звёзд и звёздочек, на сцене они все главные. Все вместе занимаются костюмами, готовясь к премьерам: один пришивает пуговицы, другой наглаживает воротнички, третий начищает обувь… Поправляют друг другу шпильки в волосах, расправляют юбки, накладывают грим… Дружно распеваются и выходят на разминку.

Наблюдая за всем этим, даже не верится, что приходят сюда они буквально с улицы, совсем «сырыми», угловатыми «трансформерами», как здесь говорят. Изучают вокал, хореографию, сценическую речь, актёрское мастерство, учатся правильно брать дыхание и через несколько месяцев наравне с корифеями театра выходят на сцену. Чудесное перевоплощение! Как оно происходит? Благодаря чему?

— Секрет прост, — отвечают юные актёры. – Мы здесь живём, как одна большая семья. – Театр — наш второй дом. Как бы высокопарно это не звучало, но это так.

— Здесь сошлись вместе одинокие творческие сердца, которые нашли отдушину в театре, — подхватывают диалог другие. Ведь атмосфера такая, что хочется сюда возвращаться.

— Здесь куча творческих возможностей!

— Выходишь на сцену не как на работу, а в удовольствие! Потому что у нас отличные учителя.

— А кто-то просто отдыхает от семьи, — с улыбкой говорят актёры.

Кто-то уходит учиться, кто-то выходит замуж, рожает детей, многие возвращаются, есть и такие, кто выбирает сцену своей профессией. Двое воспитанников театра в этом году стали выпускниками Ростовского колледжа искусств. Им только предстоит найти себя. Другие уже вышли на профессиональный уровень. Игорь Бондаренко работает в краснодарском театре «Премьера». Екатерина Куратова уехала на гастроли с известной цирковой труппой, Павел Демидченко покоряет телевизионное шоу «Голос».

Всё свободное и несвободное время они проводят здесь. Вне репетиций собираются друг у друга дома на «пирушку», посмотреть вместе кино, обсудить мировые театральные премьеры.

— За этой труппой — будущее музыкального театра, — говорит Елена Бершацкая. — Новая кровь, новые лица… Я искренне надеюсь, что совсем скоро помолодеет и наш зритель. К нам с удовольствием будут приходить школьники и студенты, та зрительская ниша, которую театральные подмостки когда-то потеряли. Когда в нашем театре однажды стал вопрос ставить классику или поставить современный мюзикл, но сохранить молодёжь, я ни минуты не сомневаясь, решила его в пользу молодёжи. Сейчас нисколько об этом не жалею.

Из 36 актёров в коллективе 29 «малышей», «олеников», как их здесь называют. Актёров воспитывают с детства: принимают школьниками в театральный кружок, лучшие из них потом играют по-взрослому. Но этого режиссёру показалось мало, и уже на протяжении 13 лет театр старается на сказках вырастить ещё и зрителя.

В активе труппы уже шесть оригинальных сказочных постановок в лучших традициях музыкального театра. Готовится седьмая – сказка «Баба Яга против, или С Новым годом».

«Это тоже 3D, только на театральной сцене. Зритель улыбается, дети радуются. Они переживают, из зала кричат, подсказывают: туда не ходи, сюда ходи, это делай. И благодаря этому мы получаем своего зрителя. Они чуть-чуть подрастут и придут на спектакли оперетты», — уверена Елена Бершацкая.

К своему юбилею музыкальный театр готовит старую добрую пьесу «Здравствуйте, я ваша тётя» на старый новый лад. Этот спектакль уже дважды ставился в театре оперетты. Первый раз — в 81 году Александром Колесниковым, где роль мисс Эллы Делей играла Елена Бершацкая. Второй раз — уже в 2004 году самой Еленой Юрьевной, тогда спектакль был возобновлён в старом прочтении, но с новыми актёрами. Теперь из «Тёти» делают шок-версию. Так называемый эстрадно-джазовый вариант, который родился после прочтения базовой пьесы известной постановки — эксцентрической комедии Брэндона Томаса «Тётка Чарлея». Спектакль будет называться «Тётка Чарлея, или Мало ли в Бразилии донов Педров». В него была введена массовка, чего не имела старая пьеса, и элементы мюзикла с массовыми танцами.

Актёры выйдут с этой премьерой к зрителю 28 ноября. А ещё будут радовать творческими встречами с актёрами и музыкальной постановкой по старым опереттам. Про них не скажешь – молодо-зелено, про них хочется говорить – молодо-ново, молодо-свежо, молодо-динамично. Добро пожаловать в новый театр!

Ейский народный театр оперетты является одним из старейших народных коллективов Краснодарского края. Это единственный на Кубани и в России самодеятельный коллектив, сохранивший традиции жанра опереточного искусства. Состав театра — это самодеятельные артисты, хор и балет театра.

Возраст участников — от 15 до 45 лет.

Театр основан в 1955 году профессиональным артистом и режиссёром Александром Валерьевичем Гонтаревым, который, приехав однажды в Ейск на отдых и влюбившись в него, остался здесь и руководил труппой до 1975 года. Впоследствии театр возглавил Александр Александрович Колесников, директор городского Дворца культуры, Мастер оперетты, блестящий актёр, человек большого и доброго сердца, чьё имя теперь и носит театр.

Звание «Народный» присвоено театру 9 мая 1959 года. Он неоднократный лауреат Всесоюзных и Всероссийских смотров самодеятельного художественного творчества, дипломант Большого театра СССР, дипломант газеты «Красная звезда».

В 2002 году, когда ушёл из жизни Сан Саныч, как с любовью называли Александра Колесникова его актёры, труппа решила, что бразды правления по праву должны перейти к неоднократному лауреату фестивалей народного творчества, ведущей актрисе, которая много лет проработала в паре с мэтром, Елене Бершацкой. Она-то и вдохнула в театр новую жизнь, омолодила, сблизила с современным зрителем и дала возможность проявиться в нём молодёжи.

Первой режиссёрской работой Елены стал спектакль Иоганна Штрауса «Летучая мышь».

Елена Бершацкая является автором либретто к спектаклям: «Сто часов до Победы», «Май, Победа, сорок пятый», «Сватовство у мельника», «Ейск — град купеческий», «Провинциальное кабаре»; детских сказок — «Летучий корабль», «Путешествие диких гусей», «Приключения волшебной туфельки», «Про царя Дуралея, мастера Алексея, волшебный клад — всё на новый лад».

В репертуаре театра мюзикл «Донна Люция, или Здравствуйте, я ваша тётя», спектакли «Зелёный попугай», «Марица» по мотивам оперетт Имре Кальмана, большой концерт по страницам классических оперетт «Виват, оперетта!».