Ах, певуньи – озорницы!

Жизнелюбию артисток из обрядового хора «Старинные напевы» парка имени Поддубного молодые позавидуют. Мы уже писали про бесценную копилку песен и обрядов, сценок и припевок. «Загрузив» свой творческий багаж, отправляются «Старинные напевы» выступать в дом престарелых, сельские клубы, на избирательные участки и даже на военный полигон. А то возьмут, да и нагрянут по пути в какой-то дом, чтоб разогнать тоску хозяевам. И те артисткам в пояс кланяются. «Я ведь и сама когда-то в станице жила, где меня всё это окружало», – объясняет Людмила Павловна Робота, руководитель и создатель единственного в Ейском районе обрядового хора.

Расцветают лица горожан, когда в Рождество и на «старый» Новый год на улицах появляются ряженые. Не соперничать цыганкам с голосистыми казачками. Такой энергией заряжают эти пожилые женщины! И как бы щедро ею ни делились, запал не иссякает. И пусть здоровье у артисток уже не молодецкое, в любой ситуации остаются на высоте. Даже когда Роботе операцию сделали, всё пошло по «песенному сценарию». Рассказывают, некоторые, выходя из наркоза, ругаются, а Людмила Павловна стала песни петь. А когда дежурившая у постели подруга начала подтягивать, руководитель ей ещё и указала: «Нет, ты не в той тональности!» Теперь смеются. Тогда всем было не до смеху. А однажды я повстречала хор едва ли не в полном составе в вестибюле больницы. «Сделайте мне укол! – умоляла доктора артистка. – Нам сейчас в район, а у меня давление…» Впрочем, как считает Людмила Павловна, общение со зрителем эффективнее лекарства. «Расплясалась да распелась – снова молодая и здоровая. Все болячки куда-то подеваются. К 22 июня пели мы в парке Поддубного песни времён войны. И уже нам уходить со сцены – какая-то бабушка подбегает и конфету мне протягивает. Такая это радость для меня …» – Людмила Павловна подносит к глазам платочек. – Старшее поколение нас очень тепло принимает».

Днём рождения «Старинных напевов» считают 1 августа 1997 года. Хору восемнадцать лет. Но при каждом случае Робота «привлекает кадры». Шла однажды по аллее, тихо напевала. Слышит – подпевает кто-то. «Стоп, – думает себе, – да это же … «второй голос»!» С тех пор пришла в «Старинные напевы» Антонина Фатеева.

Дома у Роботы «сундуки» с текстами казачьих песен, нотами, обрядами. Собирала их в библиотеках, у знакомых бабушек, по станицам ездила – записывала. «Девчата, – рассказывает, – тоже песни приносят. А этим летом мы в первый раз исполнили «Колокола России» – слова и музыку написала преподаватель ейской школы № 2 Елена Шитикова». Порой Людмила Павловна и сама песни сочиняет. Лягут на душу стихи – и мелодия придёт. А потом на репетиции: «Девчата, тут такая песня…» Если спросят, откуда она столько песен берёт, Робота отвечает: «А мне их бог даёт».

Разные у хористок голоса. Разные характеры. «Одна взрывная, а другая – тихая. Одну одернуть надо, а другую – ободрить. И это уж за мной не заржавеет – смеётся Людмила Павловна. – Девчата знают, я противная. И дисциплину в хоре я держу железную». «А мы стараемся ей не перечить. Боимся потерять такого «командира», – подхватывают девчата. Есть и ещё человек, на которого хористки не надышатся.

«Нам с баянистом повезло! Они на сегодня «в дефиците». А Владимир Николаевич Бражник – не просто баянист, а ещё и кубанец, впитавший музыку нашего края. И не только прекрасно на баяне играет – он ещё и поёт. Легко с ним выходить на сцену – ведь он всю душу выложит».

А ртистки восхищают не только на сцене. Слушая истории, какие с ними были, вспоминаю фильм про стариков-разбойников. Поздним вечером возвращается Людмила Павловна с двумя подругами с репетиции хора. Идут и песни казачьи распевают. Вдруг… «Кто такой весёлый?» — удивился случайный прохожий. Они ничуть не растерялись, а Людмила взяла, да ещё и сплясала. Мужчина восхищён: «А можно завтра с вами встретиться?» «А я же вижу, он мне в сыновья годится, но в темноте он этого не рассмотрел. Да я ж ещё загримирована», — хохочет Людмила Павловна. «Хочу для вас что-нибудь хорошее сделать. Могу арбузов привезти, — предлагает «кавалер». — И завтра в ресторан вас приглашаю». Тут, словно чёрт из табакерки, Людмилина подружка: «А лучше ты её курям корма привези!» И называет домашний адрес. «Договорились, — говорит мужчина. — Завтра к вам подъеду». Ох, как Людмила на подругу рассердилась: «Чокнулась ты, что ли? Он же всё всерьёз!» Только дело сделано. И назавтра стук в калитку. Посмотрела в щель – машина-иномарка. «Кавалер» красивый, модный, и на поясе висит барсетка. «Тут, — рассказывает, — кинулась я в хату. По комнатам мечусь — халат схватила старый, на себя напялила. Платок до самых глаз надвинула. И палочку взяла. Иду к калитке, ноги у меня трясутся. А нужно выходить, а то что дети про меня подумают. Приоткрыла я калитку и умирающим голосом: «Вам кого?» «Мне Людмилу Павловну». «А я её сестра. К ней родственники приехали, и она сейчас в Должанской». «Как же так…- расстроился «жених». – Тогда, может быть, она зайдёт в мой офис (называет фирму) или вот домашний адрес. Передайте, что буду рад её увидеть». Я кивнула и захлопнула калитку. На душе кошки скребут – ведь ненароком человека обидела. А девчата надо мной потом смеялись. Ещё и упрекали, что про корм для птицы не напомнила».

В от такие бабушки. Одна из главных озорниц, конечно же, Яга – она же Лидия Силантьева. «Случилась у меня с ней размолвка, — вспоминает Робота. — Я на её звонки не отвечаю. Проходит несколько дней. Соседка через общую ограду мне кричит: «Там у твоих ворот какая-то бомжиха. В калитку ломится, а теперь ещё и легла на землю, клюку под ворота подсунула и что-то шарит во дворе. Наверное, больная. Беги, Людмила, в «скорую» звони!» Приоткрыла я калитку, а гостья шасть во двор. Сама в лохмотьях, на ногах галоши (летом!). Ещё потом расскажет, что специально грязью себя обрызгала. Упала «бомжиха» на колени: «Прости меня!» Таким макаром Лидия пришла со мной мириться. Конечно, вся обида улетучилась».

Вечно Бабка-Ёжка чего-нибудь учудит. Пока хор шёл колядовать, она сквозь землю провалилась. Не знают что и думать. И вдруг кварталом дальше из уложенной ремонтниками вдоль улицы трубы появляется… метла, а потом и Бабушка Яга. А был случай, она строй солдат остановила. На улице, как раз напротив почты, догоняет колонну и давай в чём-то командира убеждать, метлой размахивать. И он командует: «Стой! Смирно!». И обращается к солдатам: «Кто матери письма давно не писал — шаг вперёд!» И отправляет их на почту.

А как-то бабушка Яга получила в паспортном столе шутливый паспорт и «расписалась» с Лешим в загсе… Ещё однажды провела охранника — пробралась в кабинет районного начальника и, пользуясь его отсутствием, объявила «приём граждан». «Доброту Бабки Ёжки все на расстоянии чувствуют. Мы попадали от смеха, — вспоминают подруги, — когда, выступив на Рождество в детсаде «Солнышко», стали с детками прощаться. Одна девчушка в слёзы: «Не хочу я в группу! С бабушкой в избушку в лес пойду!»

Совсем недавно, в семьдесят семь, отпустили Бабку Ёжку – Лидию Силантьеву — на «хоровую пенсию». И известная солистка Евгения Ковалевская в 84 года перестала выступать. Но «Старинные напевы» со своими «пенсионерками» не прощаются, продолжают жить одной большой семьёй. И не только в дни рождения друг друга поздравляют. Если кому нужно помочь ремонт сделать — артистки штукатурами и малярами станут. И даже крышу дома переберут «гуртом» – казачки всё умеют.

М ного грамот и дипломов, благодарностей у обрядового хора парка имени Поддубного. В сентябре «Старинным напевам» вручили кубок и грамоту на районном фестивале народного творчества «Кубанский хутор». Директор парка Дмитрий Казымов хор много лет поддерживает. Для репетиций помещение в новом доме выделил. Но не все, к сожалению, могут оценить жемчужину, которой владеет Ейский район. Вот бы приглашали уникальный обрядовый хор в школы на уроки кубановедения или на праздничные линейки в честь кубанских праздников… А иначе повстречаем ли мы через несколько лет на ейских улицах Миланку и Василько, проказницу Козу и доброго Медведя, Снегурку с дедушкой Морозом? Увидим ли обрядовые песни и колядки? «Сею-сею, посеваю, со Святками поздравляю, на телят, на жеребят и на маленьких ребят!» — вовлекают ряженые публику в весёлый хоровод. «Обряды – это не только красиво. Это объединяет русский народ. Наш хор – как костёр. И нельзя, чтобы он погас», — говорит Людмила Павловна.

Татьяна ШЕКЕРА.