Ейский морской порт, находящийся
практически в жилой части города, стареет
и задыхается от недостатка территории
и транспортных возможностей. Большая
часть причалов была построена более
полувека назад. О своих правах заявляет
и курорт – главные городские пляжи
находятся по-соседству.



Начало реконструкции портового
комплекса положили масштабные работы
по разборке стометрового участка
восточного мола
. Он разделял акватории,
так называемых торгового и рыбного
портов. Каждый из них имел собственный судовой ход. Глубина
двухкилометрового канала, ведущего в
составляет 4,8 метра, а «рыбного» – 3,6
метра
. После объединения акваторий
курс движения судов сдвинулся от пляжей
на 800 метров
, несомненно улучшит
экологическую обстановку.
– Ежегодно на дноуглубительные работы
приходится тратить около 20 млн рублей,
– отмечает директор местного филиала
«Росморпорта» Иван Полухин
. – Стоимость
углубления дна канала, ведущего в рыбный
порт стоит примерно 5,5 млн рублей.
Сегодня акватория представляет собой
единый комплекс. Теперь станет легче
работать группам, ремонтирующим суда
и командам буксиров. Ведь до недавних
пор, чтобы попасть из одной части в
порта в другую, приходилось выходить
в открытое море и делать изрядный крюк.
А это лишние затраты времени и топлива.
На прокладку новых «дверей» портовики
потратили 14, 5 млн. рублей
. Но это только
первый этап грандиозного проекта,
пролежавшего под сукном около пяти
лет. И не только из-за ведомственных
согласований и экспертиз. Еще одна
причина – «Росморпорт», хоть и является
государственным предприятием, но должен
содержать себя и принадлежащие ему
гидротехнические сооружения. До недавних
пор буксировка, лоцманские услуги,
сдача в аренду стивидорным компаниям
причалов, молов и разнообразные сборы,
почему-то были не прибыльными. Но уже
в 2008 году прибыль Ейского филиала ФГУП
«Росморпорт» составила 30 млн рублей,
а в прошлом – 85 млн рублей.
– Деньги идут на поддержание существующих
гидросооружений и судов, а также их
развитие, – продолжает Иван Полухин. —
Конечно, часть средств поступили из
нашего головного предприятия.
Основная идея нового перспективного
плана развития порта – это намыв
искусственной территории площадью 9,
5 гектаров вдоль Восточного мола
аналогично территориям, намытым за
Западным
. В начале участок моря, которому
предстоит стать «землей»,
разделят на ячейки каменными дамбами
и заполнят их грунтом.
На это уйдет
2-3 года
. Затем предстоит строительство
портовых сооружений на площади примерно
5,5 гектаров, оставшуюся территорию
отдадут под зеленые насаждения. Таким
образом, дополнительно появится около
километра новых причалов, отгороженных
от пляжей зе-леным поясом. Подходной
канал и акватория будут углублены до
6 метров. Это позволит увеличить
грузооборот порта в полтора раза – до
7 миллионов тонн в год
. Найдется место
и для стоянки частных яхт. Кроме того,
комплекс будет работать автономно и
перестанет докучать пляжам на Ейской
косе. И хотя проект еще во многом
остается на бумаге, желающих вложить
в него средства много. Прежде всего,
это уже работающие в порту фирмы.
– Мы сделали «скелет». Чтобы нарастить
на него «мясо», потребуются инвестиции,
– говорит директор. – «Ейский портовый
элеватор» и «Ейск-Приазовье-Порт» уже
дали согласие финансировать часть
проекта.
Даже в годы рождения, идея новой
жизни Ейского порта стоила миллиарды.
Сегодня специалисты не берутся назвать
ни сроки, ни суммы. Тем не менее, все
стивидоры в один голос говорят, что
проводить реконструкцию гораздо
дешевле, чем начинать бизнес на новом
месте. Например, ждать появления порта
в Камышеватской, а затем годы его
обустраивать. Ведь строительство нового
порта – задача государственного
уровня. По действующему законодательству,
строительство такого сооружения
невозможно без постановления Правительства
РФ.
Сусанна СОМОВА.