2010 год объявлен Президентом Годом
учителя
. Что это означает для школы и в
целом для образования? Удастся ли
разрешить хоть часть проблем наших школ
и детских садов, воспользовавшись
объявленным Годом учителя? И что нужно
делать в первую очередь? Вместе с
начальником управления образования
Ейского района Ириной Каиновой
наш
корреспондент попытался найти ответы
на самые насущные вопросы.



– Ирина Альфредовна, что такое для
школы Год учителя?
– Вся педагогическая общественность
восприняла этот шаг правительства с
энтузиазмом. Конечно, в первую очередь
его следует рассматривать как знак
внимания общества к школе, к проблемам
учителя. Но вам же нужны конкретные
факты? Возьмем, к примеру, вознаграждение
за победу в конкурсе «Лучший учитель
России», которое увеличилось в два раза
и составит 200 тысяч рублей
. Пятьдесят
учителей Кубани получат гранты
губернатора
. Мы уже подняли вопрос об
учреждении гранта главы района.
Получается, что все, кто изъявит желание
участвовать в конкурсе и покажет себя
с лучшей стороны, получат определенный
стимул.
Возможно, у классных руководителей
появится не только федеральная доплата,
но и губернаторская – в Краснодаре эта
возможность уже рассматривается.
Наша задача сейчас – поднять престиж
и авторитет преподавателя. В этом году
мы положили начало Золотой книге
образования Ейского района, в которую
будут заноситься успехи наших
преподавателей и учеников.
На днях при нашем управлении был
создан совет ветеранов. В него вошли
девять человек: заслуженные учителя
России, Кубани, лучшие педагоги. Почетным
членом совета был избран Николай
Павлович Колаев, мэтр городского
образования, который руководил им более
30 лет. Мы хотим использовать опыт наших
патриархов, будем привлекать их к
проведению проверок в учебных заведениях,
различных конкурсов, к работе семинаров.
Основная цель совета – широкое
использование опыта мудрых в современных
условиях.
– Совсем недавно произошел случай,
когда целая группа учеников покинула
одну из городских школ, отдав предпочтение
другому учебному заведению. Скажите,
а в своей работе управление образования
каким-либо образом учитывает степень
популярности разных школ среди родителей
и учащихся? Ведь школа, в которой не
хотят учиться, заслуживает по крайней
мере повышенного внимания начальства.
– Да, мы отработали рейтинговые показатели
для учебных заведений, которые будут
учитываться два раза в год
. В них вошли
такие критерии как исполнение закона
Краснодарского края № 1539, Федерального
Закона № 120 ФЗ о профилактике преступлений
и правонарушений, результаты ЕГЭ, охват
детей дополнительным образованием и
горячим питанием, отсутствие или наличие
жалоб родителей и педагогов и многое
другое. Таким образом, будет повышен
контроль деятельности администрации
ОУ, что позволит управлению образования
оперативно реагировать на события,
происходящие в наших школах и детских
садах.
В марте мы планируем цикл семинарских
и практических занятий для директоров
школ, перед которым проведем тестирование,
чтобы проверить степень компетентности
руководителей и включить в тематику
занятий те вопросы, которые «западают».
Это будут своего рода курсы повышения
квалификации без отрыва от производства,
будем проводить их на базах наших школ
с изучением передового опыта руководителей
ОУ. При необходимости пригласим
специалистов из департамента образования
и науки Краснодарского края, которые
всегда готовы с нами сотрудничать.
– Ну вот, научили человека уму-разуму.
Работает он, работает, и вдруг – нет его.
Уехал в другой город, ушел на пенсию,
уволился. И что дальше?
– Для упреждения подобных ситуаций
в настоящее время мы работаем над
созданием школы резерва руководящих
работников. Как только будет создан
банк данных, мы приступим к обучению
будущих руководителей.
— Хорошо, голод на компетентных
руководителей в ближайшее время вы
утолите. А как быть с нехваткой в школах
учителей? С каждым годом молодежи к вам
приходит работать все меньше. Скоро и
детей-то учить будет некому.
— Да, проблема эта существует. Причем
не только в Краснодарском крае, но и во
всей России. Причины – большой объем
работы, огромная ответственность,
низкая оплата труда. Не случайно на
повестке Министерства образования
стоит вопрос о поддержке молодых
специалистов в размере 250 тысяч рублей
по окончании педагогического вуза в
качестве материальной помощи начинающему
педагогу
, если он изъявил желание
работать в школе. Мы рекомендуем
руководителям ОУ стимулировать работу
молодых специалистов денежными выплатами
из школьных фондов. Развивать институт
наставничества. Каждая школа должна
сама готовить себе кадры, вести точечную
работу с выпускниками – будущими
педагогами, ведь учительский труд не
каждому по плечу.
– Ходят разговоры, что вечернюю школу
собираются закрывать. Так ли это?
— Необоснованные слухи. Мы прилагаем
все усилия, чтобы она функционировала.
В жизни бывают разные ситуации, и наши
подростки должны иметь возможность
продолжать образование, нeсмотря ни на
что. К примеру, при отсутствии отца
парень идет работать, чтобы помочь
матери. Но учиться он все равно должен.
Правда, каждый случай перевода в вечернюю
школу будет теперь рассматривать
комиссия, созданная при управлении
образования, в которую вошли компетентные
специалисты.
— Состояние образовательных учреждений
оставляет желать лучшего. Коренные
изменения будут?
Нам нужно почти пятьсот миллионов
рублей, чтобы закрыть только текущие
проблемы
. Это и кровли – сейчас текут
двенадцать крыш. Это и вываливающиеся
окна, и требующая замены электропроводка.
Кровли – это самый больной вопрос. В
конце прошлого года заменили крышу
детсада № 30 и средней школы № 7. На очереди
– детсады № 2, 18, 31. Необходимо сделать
ремонты аварийных спортзалов в школе
№ 1 и лицее № 4, аварийного лестничного
пролета в школе № 20
. И.о. главы района
Максим Нечитайло инициировал вопрос
о выделении из краевого бюджета на
нужды нашего образования шестнадцати
миллионов рублей. Муниципалитет свою
долю софинансирования уже выделил.
Радует то, что в этом году мы планируем
установить автоматическую пожарную
сигнализацию во всех детских садах и
учреждениях дополнительного образования.
На это уже выделено около 6,5 млн рублей
из средств местного бюджета. Предусмотрены
средства на установку кровли на новое
здание детского сада № 14 г. Ейска. В этом
году будет приобретена мебель в детские
сады № 18 и 26 г.Ейска, которые были
отремонтированы в прошлом учебном
году. Всё это говорит о пристальном
внимании к проблемам образования со
стороны администрации Ейского района.

– Многие родители сейчас непоколебимо
верят в то, что только школа должна
заниматься воспитанием их детей и во
всех просчетах в воспитании винят
педагогов. Где та грань, после которой
кончается ответственность родителей
и начинается ответственность школы?
– Не надо быть психологом, чтобы знать:
до трех лет – формируется личность со
своим характером и особенностями, до
семи лет ребенок получает семьдесят
процентов необходимой ему информации
(в основном с помощью родителей). И
говорить, что воспитание – это дело
только школы, неверно. Оно должно стать
общим делом. Неправильное поведение
ребенка – это результат неправильного
поведения родителей и учителей. В
таком случае надо садиться и вместе
думать, как исправлять изъяны в
воспитании. Необходима системная работа
обеих сторон. И больше внимания к детям
со стороны родителей.

– Главное телесобытие начавшегося года
– сериал режиссера Валерии Гай Германики
«Школа». О нем звучат противоречивые
мнения. Одни ругают, другие хвалят.
Каково ваше мнение об этом фильме?
Фильм шокирует. Смотрела всего одну
серию, но уже этого стало достаточно
для того, чтобы понять то, что в нем
отражена правда. Правда, которая
эпизодически присутствует в каждой
школе. Режиссер объединила, сконцентрировала
все в одном фильме. Думаю, для того,
чтобы повернуть нас всех лицом к нашим
детям и заставить задуматься над нашим
отношением к ним. Хватает ли им нашего
внимания, уважения и, наконец, любви. И
почему, вкладывая, как нам кажется, всю
душу в ребёнка, мы получаем такое
поколение? Этот вопрос должны задать
себе не только родители, но и мы, учителя.
Смотреть ли этот фильм родителям и
учителям? Думаю, да, так как в каждой
школе есть подобные персонажи. А дети
могут увидеть в нем пример для подражания
и руководство к действию. В этом
пагубность фильма. Особенно, когда его
смотрят дети младшего и подросткового
возраста.