Существует фотография, на которой
Иван Максимович запечатлен на фоне
своей афиши. На заднем плане высится
подтянутый борец с залихватски
подкрученными усами, твердым взглядом
и чемпионской лентой через обнаженный
торс. А на переднем – пожилой мужчина с
орденом на лацкане поношенного пиджака.
Мягкая шляпа надета чуть-чуть набок,
под ней глаза человека, немало повидавшего
на своем веку. И хотя кончики усов
по-прежнему смотрят вверх, лицо излучает
мягкость. Ни дать ни взять – дедушка с
соседней улицы, такие прогуливались по
ейским улицам и до, и после Великой
Отечественной войны. Вот только плечи
у него широкие, не опустившиеся под
тяжестью прожитых лет.



В сознании потомков он так и остался
двуликим – великий борец и пенсионер
на покое. Наверное, поэтому не смогли
посетители выставки, на которой были
представлены проекты памятников Ивану
Поддубного, прийти к единому мнению и
назвать наиболее подходящий. В течение
недели любой желающий мог зайти в ГДК,
осмотреть экспозицию, прочитать
пояснения к проектам, составить свое
мнение о каждом варианте и записать
его в специальную книгу. В тиши выставки
и на страницах книги с отзывами
происходила борьба между двумя
Поддубными. Одни авторы видели его
непобежденным чемпионом чемпионов,
другие отдавали предпочтение более
домашним образам. Пожалуй, только один
макет – тот, где Иван Максимович
представлен «героем комикса», не нашел
поддержки у посетителей. Ейчанам пока
трудно смириться с тем, что их кумир
изображен со спортивным кубком в руке,
а на голове у него пристроилось некое
человекоподобное существо. Безусловно,
автор вкладывал в скульптуру определенный,
и, скорее всего, аллегорический смысл,
но прочитать его без специальной
подготовки не представляется возможным.
Другая композиция тоже полна аллюзий
– львы, гири. Наверное, золото и белый
камень вполне уместно смотрелись бы
где-нибудь в дореволюционном Петергофе,
а не в провинциальном городке, пусть и
претендующем на звание северной столицы
Кубани. Обнадеживает тот факт, что
тенденция изображать великих в обыденной
манере, начинает торжествовать на
просторах страны, где еще недавно
соцреализм, обличенный в форму
гигантомании, была делом обыденным.
Тем не менее, только в одном проекте
герой представлен в натуральную
величину. В остальных чувствовалась
склонность к многометровым фигурам и
еще более мощным постаментам.
В холле Дворца культуры для своеобразного
народного голосования выделили тихий
уголок. Висящее на стенде объявление
предупреждало, что экспонаты нельзя
трогать руками, выставка находится под
надзором видеокамер. Никто посетителям
в спину не дышал, никто не навязывал
своего «авторитетного» мнения.
Складывалось впечатление, что экспозиция
создана исключительно «для галочки».
И хотя ейчане не толпились возле
проектов, записи в книге посетителей
свидетельствовали об интересе, который
проявили горожане к идее власти.
Несколько десятков записей сделаны
молодыми и старыми людьми. Каждый
называл лучший, по его мнению, вариант
памятника борцу и наиболее удачное
место его установки. Вот женщина,
разменявшая девятый десяток, проголосовала
за понравившийся проект и написала
острым, старческим почерком, что лично
видела Ивана Максимовича именно таким.
А вот молодой человек голосует за
помпезную композицию в стиле ампир и
предлагает установить ее на въезде в
город. Еще одно предложение – поставить
памятник на пересечении улиц Хмельницкого
и Гоголя, или у дома, где жил борец. В
отличие от посетителей, авторы предпочли
идти проверенным путем. Все проекты
были привязаны к центру города или
парку, носящему имя Поддубного.
Сусанна СОМОВА.