Для любого человека самая страшная перспектива будущего – это оказаться прикованным к постели, неспособным самостоятельно позаботиться о себе. Мы боимся этого настолько сильно, что даже самые заядлые атеисты втайне молятся о том, чтобы этого никогда не произошло. Но даже этот страх не становится стимулом к началу здорового образа жизни, и «бег с понедельника» чаще всего откладывается — слишком бурными были выходные. Страх страхом, а «радости жизни» в жертву не принесём ни за что!

 

И вот однажды

Вроде бы день начался как всегда, и самочувствие ничего себе так, и дела делаются «по штатному расписанию». И вдруг ты ловишь себя на том, что начал заговариваться, хочешь сказать одно, а получается совсем другое, нечто несусветное. И слабость накатила волной, а потом ты перестаёшь чувствовать сначала правую (или левую) руку, а затем – и всю эту половину тела. Она как чужая становится. И уже нет контроля над телом, а ты стал его заложником.

Это хорошо, если рядом кто-то окажется. Кто-то, кто сразу же вызовет «скорую помощь». Тогда есть ещё надежда, что всё обойдётся и самая страшная перспектива будущего не станет страшной реальностью. А если это произошло ночью и ты живёшь один?

Решаю провести день в сосудистом центре ЦРБ, чтобы своими глазами увидеть, как он проходит, этот день, для врачей, медсестёр и санитарок отделения. Сложного отделения, с тяжёлыми больными с инсультом. Правда, одним днём не обошлось…

Приёмный покой. «Скорая» привезла пожилую женщину с парализованной левой стороной тела. Рядом – целая толпа родственников. Нашли бабушку Любу в своей комнате, лежащую на полу, в таком состоянии. Здесь же, в приёмном покое, ей делают компьютерную томограмму. Родственники испуганы, и когда появляется Андрей Павлович Нагайцев, врач-невролог, и.о. заведующего неврологическим отделением, тут же набрасываются на него с вопросами. Но Андрей Павлович прерывает их собственным вопросом:

Вы можете назвать точное время, когда случился приступ?

Родственники растерянно переглядываются, пытаются вспомнить, кто и когда видел бабушку на ногах. Андрей Павлович разъясняет:

Точное время нужно для того, чтобы применить тромболитическую терапию. Это лечение очень хорошо помогает, но если применяется в первые три часа после приступа. Потом оно только вредит. У вашей бабушки нет варикоза, это хорошо. При варикозе и некоторых других заболеваниях это лечение не назначается.

Доктор осматривает бабушку, и её увозят в сосудистый центр в этом же здании. А здесь – прямиком в ПИТ – палату интенсивной терапии.

Родственников в ПИТ, конечно же, не пускают, но Андрей Павлович подробно, обстоятельно и спокойно обрисовывает им сложившуюся ситуацию:

У вашей бабушки инсульт…

— Но как? У неё никогда не было высокого давления. Она только на сердце жаловалась, у неё хроническая стенокардия. Мы и предположить не могли…

Существует два типа инсультов. Первый тип, геморрагический инсульт, происходит так: разрывается сосуд при высоком артериальном давлении, и кровь под высоким давлением раздвигает ткани мозга и заполняет образовавшуюся полость. Так возникает кровяная опухоль, или внутримозговая гематома. Это частый итог атеросклероза в сочетании с гипертонией, стенки артерий сильно истончаются.

Второй тип – ищемический инсульт, также называют «инфарктом мозга». При этом типе инсульта у человека в 90% нет хронической гипертензии (высокого давления), но зато есть проблемы с сердцем. Заболевания сердца с возрастом приводят к тому, что оно перестаёт толкать кровь по сосудам равномерно. В результате образуется тромб. Потоком крови он проходит к мозгу, и там перекрывает путь кровотоку, что приводит к острому некрозу ткани мозга в этом участке. Оба типа инсультов имеют одинаковые симптомы. Но ишемический инсульт намного сложнее в плане дальнейшей реабилитации.

 

И много дней сливаются  в один

 

Бабушку Любу привезли из ПИТ в общую палату. Родственники установили дежурство, не оставляя её ни на минуту одну. Хотя она всё время спит. А рядом в этой же палате лежит женщина после инсульта в тяжёлом состоянии, и возле её кровати нет родных, тревожно вглядывающихся в перекошенное болезнью лицо. Приходят санитарки, всегда вдвоём, чтобы поменять постельное бельё лежачему больному, одного человека мало. Они не только меняют бельё, но и обтирают влажной губкой, обрабатывают пролежни, меняют памперсы, кормят, поят. Работа тяжёлая, пациенты совершенно не могут позаботиться о себе, санитарки каждого пациента отделения обслуживают по три раза в день. Есть ли работа сложнее?

И хорошо, если родные рядом. Ведь в первые дни после инсульта больной даже не может головы повернуть набок самостоятельно, а уж тем более повернуться полностью. Поэтому пролежни образуются очень быстро – такова печальная специфика болезни. А ещё образуется застой в лёгких и других тканях. Одним словом, все беды разом. Родные бабушки Любы быстро усвоили науку санитарок и каждый час вертели бабулю, поили с соски, обрабатывали.

 

А вот пришли наконец-то посетители к соседке. Значит, всё-таки не одинока. Парень и девушка, видимо, внуки. Поставили на тумбочку пятую по счёту полную бутылочку воды с соской, несколько раз спросили у спящей женщины, не хочет ли она конфет, всё так же спящей пожелали скорейшего выздоровления и убежали донимать врача излияниями своей большой любви к бабуле. На этом посещение закончилось, «внучатый» долг был выполнен.

Всё — заново

Первое пробуждение. Первое сказанное слово. Вот сейчас видно, что той бабушки Любы уже нет, инсульт сделал своё дело, изменил её. Всё надо начинать сначала, как в детстве. В отделении неврологии, в сосудистом центре есть всё необходимое. Регулярно дают продаксу – это такой препарат, который в аптеке стоит 3000 рублей, а здесь – бесплатно, и всем по показаниям. Мощный препарат, который предотвращает риск повторного инсульта. Уколы, капельницы, таблетки. А ещё – массаж каждому и каждого посещает логопед. Так дело возвращения к нормальной жизни идёт быстрее.

Правда, только у бабушки Любы. Вот уже и первый раз села в постели и, о, чудо! – сделала первые шаги с помощью «ходунков». К её соседке тоже ходят и логопед, и массажист, её кормят и поят санитарки, заботятся о ней. Но нет рядом близких людей, а значит — некому и вдыхать жизнь в человека, который подобен младенцу. Человека, которому как никогда нужны близкие и любимые.

Прошлое и настоящее

С тех пор как открыли сосудистый центр смертность от инсультов снизилась на 6% в Ейском районе, — рассказывает Андрей Павлович. — Это при том, что по данным ВОЗ смертность от этой болезни занимает 3-е место. Чтобы не стать участником такой статистики, нужно принимать меры ещё с молодости. В моей практике самому молодому пациенту с инсультом было всего 27 лет! А ведь инсульт – это всегда инвалидность, на 100% восстановиться не удастся, потому что повреждённый участок мозга невозможно восстановить. Поэтому, если у вас в роду были случаи инсульта или у вас есть хронические болезни сердца, гипертония, сахарный диабет, атеросклероз, то вести здоровый образ жизни — просто вопрос жизни и смерти. Вредные привычки часто приводят к инсультам, высокий уровень холестерина – это риск. Варикозная болезнь – тоже высокий риск. Нужно принимать препараты, разжижающие кровь (аспирин, например), следить за уровнем холестерина, сахара в крови и постоянно контролировать свои хронические заболевания.

 

Домой

Бабушку Любу выписывают домой. С доставкой лежачих больных по домам в больнице всё отлажено – есть свой бесплатный транспорт, носилки. Андрей Павлович даёт последние наставления родным: говорит о том, что некоторые лекарства, ту же продаксу, придётся принимать до конца жизни, о том, что нужно продолжать все пункты реабилитации дома, особенно – учить ходить. Для родных бабы Любы всё только начинается, и как хорошо, что она не одна.

А вот её соседке так и не довелось попробовать конфет от внуков…

Валентина Галич