Бронзовый загар, фото и, конечно, привезённые с курорта презенты – всё это напоминает о хорошо проведённом отдыхе. Авторы сувениров постоянно ищут новые идеи, стараются заинтересовать, привлечь, а лучше удивить покупателей. Правда, в этом году у производителей и продавцов совсем другая задача – найти и продать курортные подарки попроще, на эксклюзивные у отдыхающих попросту нет средств.

Иных уже нет

В этом бизнесе Виктор уже 15 лет, «держит» несколько палаток на Ейской косе. Кроме стандартных наборов, которые закупаются на оптовых базах Краснодара и Ростова-на-Дону, жена Дарья делает необычные сувениры. Продают презенты всей семьёй, с недавних пор приобщили к общему делу невестку. Вместе с коллегами по торговле вспоминают о «золотых сезонах» начала 2000-х годов. В 2008-м наступил первый спад. Тогда владельцы сувенирных киосков рассчитывали, что кризис скоро пройдёт.

Спустя пять лет появилась надежда на улучшение, нынче оптимизм пропал. Даже в самые лучшие времена к нам приезжала небогатая публика. Сегодня многие, пусть и выбрались на отдых, стараются экономить тотально. Для одних это еда, для других — жильё, для третьих – развлечения. Но чаще всего бюджет отдыха урезается за счёт покупки сувениров

        

 

Как это принято у ейчан, присоединившиеся к нашему разговору хозяева соседних торговых точек начинают «жалиться на жисть». Может, они и давят на жалость, но за полчаса к киоску Виктора подошли несколько покупателей. Приобрели керамическую пепельницу за сто рублей, черепашку из оникса за 150 целковых и обсидиановые чётки – две пары за 600 рублей (вместо первоначальных 700).

Последние покупатели показались особенно примечательными. Молодые люди, которых обычно называют «пацанчики», долго выбирали, примеряли и отчаянно торговались. Виктор скинул сотню, когда они ушли, сокрушённо сказал: «Всё, на чётках я ничего не заработал… Зачем уступил? А как же, товар не должен залёживаться, сезон уже заканчивается. Народу в этом году мало, сегодня как в июне, своё бы отбить». В удачный сезон ежедневно точка приносит около 10 тысяч выручки, сейчас – вдвое меньше, да и то не всегда. В почёте только недорогие сувениры – магнитики, тарелки, программа максимум – футболки и кепки.

— Сами знаете, какие цены, опять валюта растёт. Магнитики ставлю по полтиннику, а надо все 85 рублей. И так плохо идут, чаще спрашивают: а что у вас есть по 20 рублей? Всё, что дороже пятисот рублей зависло намертво, — говорит продавец и хозяйка павильона Марина. «Людей, как в июне, через 2-3 недели на пляже не будет – детям пора в школу. Уже и не ждём, что заработаем, хотя в хороший сезон точка приносит 100-120 тысяч рублей», — подхватывает Андрей.

 

Нервы, пот, деньги

К сезону начинают готовиться с апреля. Надо дать заявку и выиграть конкурс, получить право торговать на определённом (и лучше проходном) месте, закупить продукцию, поставить киоск. Он обойдётся примерно в 100 тысяч рублей. Никто не отменял арендную плату и другие сопутствующие расходы, зарплату продавцу. Но в Ейске не так много возможностей заработать, поэтому люди создают «рабочие места» сами. Берут кредиты и… к августу разоряются.

Каждый год с рынка уходят 40 процентов новых бизнесменов. Сувенирное «ядро» — это человек тридцать, которые начинали работать ещё при главе Ейска Леониде Баклицком. Видели многое и не тешат себя иллюзиями.

Были тут разные, пытались ломать бизнес. Наверное, только Иван Костанов шёл навстречу, — Владимир из числа старой гвардии, закалённой в баталиях с местной администрацией.

Впрочем, общий язык всегда находили, они по-прежнему надеются, что власть кардинально изменит отношение к малому бизнесу.

— Я слышал, что сейчас на уровне президента Путина отменяют аукционы,- добавляет Андрей. – Ведь работаем в лучшем случае три месяца в году.

В остальное время в налоговую подаётся нулевая отчётность, но некоторую сумму приходится отчислять. Неудивительно, что в инспекцию сувенирщики ходят как на работу – осенью закрыл предпринимательство, весной открыл. Опять расходы… Как ни странно, но даже в конце июля люди берут места и пытаются торговать. Начального капитала почти ни у кого нет, рассчитывают на кредиты. Процентные ставки запредельные, и то не всегда кредит одобряют. «Старички» даже не пытаются скрыть ухмылки: «Конкуренции не боимся, знаем, чем это закончится»…

 

Кадры решают всё

«В нашем деле без опыта нельзя, а его наживают через шишки. Надо угадать с ассортиментом, найти хорошего продавца. Повезло, что начала в 2003 году, тогда было хорошо», — это Марина поняла сразу, но смогла сформулировать через несколько лет работы.

Продавец получает 10 процентов от выручки или фиксированную оплату – 350 рублей в день. Работа с утра до ночи, на такой духоте, что даже здоровые люди падают в обмороки. Чтобы хоть немного войти в курс дела (выучить ассортимент, научиться быстро рассчитываться, но главное – общаться с покупателями) уходит не меньше месяца. Впрочем, столько успевают отработать единицы. Большинство после 2-3 смен без предупреждения растворяются в тумане…

Сусанна Сомова.