Такой совет дал первый вице-губернатор
Джамбулат Хатуов
, побывавший на днях в
Ейске. Развивать надо диаметрально
противоположные направления – порт и
курорт. Они должны стать двумя концами
оси, вокруг которой будет вращаться
социально-экономическая сфера территории.



Пальцы одной руки
Город разрывается между желанием
обеспечить порт работой и оградить
жителей от проблем, которые приносит
его деятельность. Около 70 процентов
грузов для порта доставляют грузовые
автомобили
. Трасса от въезда в Ейск до
его побережья становится дорогой жизни
для одних и постоянной головной болью
для других. Заместитель губернатора
Кубани не скрывал, что краевые власти
получали сигналы и от портовиков, и от
ейчан. Инициатива районной администрации
– регулировать поток «КамАЗов» и
штрафовать за перегруженные машины –
не нашла понимания у бизнесменов
.
Ограничения привели к тому, что часть
клиентов предпочли воспользоваться
услугами других портов Азовского
побережья. Как «разрубить» узел
транспортных проблем? На совещании с
руководителями стивидорных фирм
Джамбулат Хатуов призвал присутствующих
не только предлагать свои рецепты, но
и слушать других. Сам чиновник
недвусмысленно намекнул, что портовый
комплекс района – стратегически важное
направление развития. Это не отдельные
компании, а единый организм, и в 2010 году
правительство края ждет от портовиков
увеличения налоговых поступлений
. В
кратких докладах руководители предприятий
рассказали о планах на текущий год. Все
предполагают ориентироваться на
перевалку зерна и вкладывать деньги в
реконструкцию имеющихся мощностей.
Участники совещания признали
перспективными восстановление
пассажирских рейсов между Россией и
Украиной. Но большую часть времени
было отдано повествованию о проблемах.
От частных перешли к общим: бюрократическим
препонам, отсутствию ливневой канализации,
из-за которой неочищенные стоки уходят
напрямую в море, решению прокуратуры
закрыть железнодорожные переезды, в
том числе относящиеся к порту,
нежизнеспособности действующей схемы
доставки грузов к причалам. Последнюю
готовы решать и местные власти, и
стивидоры. Первые, по словам исполняющего
обязанности главы района Максима
Нечитайло, уже присмотрели в районе
села Александровки площадку для
грузового терминала. Вторые не
отказываются финансировать ремонт
городских дорог, ведущих в порт. Но, как
сказала генеральный директор Ейского
морского порта Марина Лунева, деньги
должны идти на дело, а не в карман
чиновникам
. Разумеется, разговор не
мог не коснуться проекта строительства
нового порта в станице Камышеватской.
Высокий гость подчеркнул, что сейчас
важно развивать имеющиеся мощности. И
это становится задачей номер один для
единственного на севера края портового
комплекса.
Замахнуться на большее
Итоги работы санаторно-курортной сферы
района Джамбулат Хатуов оценил как
«выше средних»
. Однако он обратил
внимание директоров и чиновников,
курирующих эту отрасль, на то, что район
слишком скромно рекламирует свои
достоинства. Сегодня люди среднего
достатка предпочитают останавливаться
в частном секторе. Набирает популярность
автотуризм, поэтому так важно уловить
требование времени. Вице-губернатор
сделал особый акцент на поручении главы
края – выслушать все предложения и
пожелания работников рекреационной
отрасли. В частности, директор детского
лагеря «Ейск» Сергей Вышемирский прямо
заявил, что в отношении курортов севера
края ведется дискриминационная политика
.
Особенно это касается условий проведения
конкурсов на прием отдыхающих. Разговор,
как отметил первый заместитель
губернатора, получился «не глубокий,
но рабочий». Все замечания должны быть
учтены при подготовке краевой программы
развития отдыха на Азовском побережье.
Лови момент
На итоговое совещание с районным
активом прибыл настоящий «десант» из
краевого руководства. Кроме представителей
нескольких департаментов, приехал
отвечающий за финансы вице-губернатор
Иван Перонко
. Говорили о результатах
социально-экономического развития
муниципалитета в 2009 году. Ейский район
оказался в группе территорий, добившихся
средних успехов. Интересно, что до
объединения, в краевом рейтинге город
занимал шестое место, а район – тридцать
восьмое
. Три года подряд ейчане были
одиннадцатыми
. На этот раз разновекторность
городской и сельской экономик, не
позволили подняться выше двенадцатой
ступеньки. Как отметила специалист
департамента социально-экономического
развития, по некоторым показателям
муниципалитет входит в десятку лучших,
например, по привлеченным инвестициям,
а по другим – промышленности, сельскому
хозяйству – находится в «хвосте». Вывод:
заметного прироста в экономике нет.
Прогноз: не будет его и в 2010 году. Впрочем,
у ейчан есть все шансы остаться в
«середнячках». Хотя и внутри этой группы
надо равняться на Геленджик и Анапу
.
На вопрос первого вице-губернатора
Хатуова о помощи району, Перонко отметил,
что рассчитывать на доходы от торговли
– не лучший выход. Тем более, в текущем
году муниципалитет должен принести в
краевую казну не менее 2 миллиардов
рублей налогов
. Тогда район сможет
рассчитывать на помощь из краевого
центра. Если в ближайшие один-два года
не сделать общий рывок, территория
безнадежно отстанет от других
муниципалитетов края. Первый
вице-губернатор предложил не сидеть
сложа руки, а использовать имеющиеся
возможности. Прежде всего, морской
порт, курорт, а также «подтянуть»
промышленность и сельское хозяйство.
Сусанна СОМОВА.
img_6185_532x354.jpg