«Я с трёх лет с бабушками на лавочке у хаты засиживался, – говорит о зарождении своего интереса к культуре и старине Игорь Дергоусов. – Песни старинные я им старался подпевать, чувствуя невероятную красоту народных мотивов».

К казачьим мелодиям во взрослой жизни и необычному сегодня ремеслу – ткачеству, судьба певца приведёт не сразу. Игорь Евгеньевич даже профессию повара-кондитера успеет освоить.

 Сегодня супруги Игорь и Наталья Дергоусовы руководят в Ейске уникальным театром казачьей песни «Во светлице», лауреатом всероссийских и краевых конкурсов. Увлечение фольклором привело их однажды в Атамань, где Игорь Евгеньевич увидел работу за ткацким станком и сразу загорелся желанием не просто научиться ткать, но и возродить это ремесло, как когда-то стал по крупицам собирать и оживлять песенное наследие казаков. Долгое время Дергоусов оставался единственным ткачом-мужчиной на Кубани. А началась история самобытного коллектива и его продолжения в сотканных рушниках, половиках покрывалах более четверти века назад в станице Успенской. Именно там родился Игорь Дергоусов и встретил в юности работника дома культуры Наталью, которая руководила народным театром. После свадьбы супруга ушла в декрет, а Игорь «подхватил» культурные вожжи. Да так, что вскоре с головой ушёл в это направление: сначала окончил колледж культуры, а затем получил и высшее образование, возглавив станичный дом культуры.

Необычный слоговый распев, которому Игорь научился у своей бабушки, стал изюминкой коллектива.

Вместе с супругой мужчина ездил по стране, собирая народные забытые песни для акапельного исполнения. Для выступлений рождались самобытные сценарии, костюмы. Но вернёмся к ткачеству.

Первый станок

«До революции в России было много мужчин-ткачей. Они ткали не для дома, а открывали целые цеха. Это было очень прибыльное дело, и как сказали бы сейчас: хороший бизнес. На Кубани тоже не так-то просто в начале прошлого века можно было купить кусок полотна».

– рассказывает историю собеседник

Сейчас уже сам Игорь Евгеньевич творит историю, возрождая в своих изделиях народные орнаменты. Хотя, когда он впервые увидел ткацкий станок и узнал его цену, то мог только мечтать об этом ремесле.

«Никогда не забуду, как увидел на одном из фестивалей в Атамани за ткацким станком Татьяну Воробьёву из ст-цы Кущёвской. Просил её хоть несколько минут челнок в руках подержать. Там же познакомился с мастером, изготовившим ткацкий станок».

– вспоминает о начале увлечения мастер

Цена на оборудование в несколько десятков тысяч рублей для станичного Дома культуры была неподъёмная. И к своей мечте мужчина пошёл другим путём: начал посещать мастер-классы по ткачеству, углубился в изучение литературы и истории ремесла. И однажды счастливый случай помог реализоваться мечте: местный депутат Алексей Езубов помог приобрести для учреждения культуры оборудование, чтобы Игорь Евгеньевич обучал детей ткачеству, помогая возродить ремесло, царившее раньше в каждом доме. Тот станок так и остался в ст-це Успенской. А Дергоусовых пригласили работать в ейский ГДК, где сегодня супруги руководят коллективами «Во светлице» и «Ейские казачата».

Время ткацкое

Свой личный ткацкий станок Игорь Дергоусов приобрёл уже в Ейске: не мог без ткачества оставаться. Для полосатых половичков первые клубки нитей мотала бабушка ткача, которую в понравившийся семье с первого взгляда уютный городок внук привёз в гости. Она же и помогла внуку купить станок. Кстати, недавно отмечали 95-летний юбилей певуньи Евгении Гавриловны, привившей когда-то Игорю Евгеньевичу любовь к народному творчеству.

«Чтобы заправить станок, нужно перемотать 6 километров нити. Чтобы сделать это, раньше помощники бегали от начала до конца станка. Так поговорка появилась «Бегать из угла в угол». Сейчас я заправляю в станок 180 нитей по 20 метров».

– делится азами ткачества умелец

В доме Дергоусовых сегодня каждый уголок отведён под рулоны тканей, клубки для будущих изделий. Супруги говорят, что покупают только белую и чёрную нити для основы, остальной материал – полностью переработка старых вещей: свитеров, джинсов, платьев, рубах.

За станком мастер может просидеть не вставая по 5-6 часов. Сначала пробовал простые половички, который любой начинающий рукодельник сделает. Затем склонный к математике умелец начал рисовать схемы будущих работ и пробовать ткать уже более сложные изделия, осваивая браное ткачество.

Кстати, попутно Игорь Дергоусов освоил ещё один вид рукоделия: ткачество тесьмы на дощечках. Тут же мне демонстрируют яркие пояса с затейливым орнаментом и те самые дощечки, с помощью которых изготовлены самобытные детали костюмов. Этот вид ткачества один из старейших. Самый простой способ – один конец основы привязать к неподвижному объекту, второй – к поясу ткача.

Искусство в полотне

Первые свои работы Игорь Дергоусов сейчас вспоминает с улыбкой: неровные края, незамысловатый узор. Потом пришли орнаменты. Эскизы помогает разрабатывать супруга. Так трогательно было наблюдать, как, показывая мне свою работу на ткацком станке, мужчина то и дело звал жену: «Наташа, а сколько рядов надо красной ниткой пройти? А не помнишь, какую полоску дальше делать?» Вот уж точно об этой паре можно сказать «Куда иголка, туда и нитка».

И вот уже Наталья несёт мне показать гордость ремесленника: покрывало с ромбами, сотканное из джинсовой тесьмы, а вот половик с луной, отбрасывающей блестящую дорожку на водную гладь. Разве такое постелешь на пол? На такие изделия у мастера уходит несколько месяцев работы. Хранятся чудеса ткачества дома, увидеть их можно лишь на выставках, так как не продают супруги такое богатство.

В Ейске они познакомились с Лилианой Кофановой, руководителем международного творческого объединения художников и мастеров народных искусств «Арт-аллея». Лилиана Владимировна, увидев работы мастера, первая предложила выставлять работы для зрителей. «Это было в ст-це Должанской, – говорит Игорь Евгеньевич. – Я поразился, с каким интересом ростовчане, москвичи разглядывали работы, как хотели приобрести их для дома».

Терпение и успокоение

Особое время для ткача наступает поздней осенью: появляется больше времени для работы за станком. С каждым новым изделием Игорь Дергоусов старается улучшить мастерство. Смотреть, как ходит челнок, можно долго. Мне бесконечные нити, натянутые на огромном станке, почему-то напомнили струны гуслей и, несмотря на тишину в помещении, я слышала напевную мелодию, которую ткал вместе с полотном Игорь Евгеньевич.

Браное ткачество –

одна из техник декоративной орнаментации тканей. Название произошло от способа создания узора (основное действие – «брать»), то есть нити основы «пробирались» при помощи специальной дощечки – бральницы. Нити, находившиеся над дощечкой, в узоре были белыми, а нити, которые оставались внизу, формировали узор.

Ткацкий станок занимает половину большой кухни семьи. / Фото: О. Жолобова.

Чтобы ткацкий станок заработал, надо заправить в него 180 нитей (по 20 метров каждая). / Фото: О. Жолобова.