Открытые красивые лица, красные
ковровые дорожки, сверкающие статуэтки
и, конечно, часы кинопоказов. Кто не
хотел бы хоть однажды уйти от реалий
жизни в эту прекрасную страну грез –
кино? У многих ейчан появилась возможность
посетить не каннский, но все же кинофорум:
«Мир открытий и путешествий». В минувшие
выходные наш город сдавал творческий
экзамен: быть или не быть Ейску хозяином
кинофестивалей.



Человек располагает
Признаться, мне не очень верилось, что
заявленная программа кинофестиваля
реализуется в полном объеме. На открытом
воздухе планировалось разбить творческие
мастерские, но для южного курортного
Ейска в декабре, это не всегда реально.
Поэтому все мероприятия были перенесены
под крышу Дворца культуры. Напротив
туалета скромно расположилась площадка
«Многоликая Кубань». Душевные песни в
живом исполнении казачьего хора, десяток
экранов с короткометражнками и слайдами
о нашем регионе. Аншлаг на первой
площадке был лишь перед началом
кинопоказа: скучающих представителей
ейского студенчества, подтянутых в
субботу для создания впечатления
массового интереса молодежи к краевой
документалистике, бодрили задорные
казачки и казаки. К слову, один из
конкурсантов фестиваля несколько раз
пускался в пляс, подарив великолепную
картинку нашим телевизионщикам.
Перед входом в зрительный зал было
еще несколько импровизированных
площадок. Два дня «Фонограф» представлял
удивительный юноша – Сергей Толстопятый.
В кремовом костюме, с бабочкой Сережа
олицетворял эпоху немого кино. Он
оказался удивительным рассказчиком в
манере Виталия Вульфа. Для иллюстрации
своих выступлений студент одного из
краснодарских вузов использовал
настоящий граммофон. Увы, тихое нежное
звучание пластинок начала прошлого
века не могло соперничать с величием
голосовых связок хора по соседству.
Жаль, что погода все же внесла коррективы
в организацию…
Об организации
Помимо заявленных мастер-классов,
состоялся, пожалуй, еще один – вне
программы. Это уровень организации
краевых мероприятий. Незримые волонтеры
с рациями в каждом уголке ГДК позволяли
«штабу» работать в режиме он-лайн,
угадывая пожелания зрителей и высоких
гостей. Если не считать небольшую
задержку открытия: из-за с гололеда
глава департамента развития курортов
и туризма опаздывала, то все прошло в
указанные сроки без потерь. Никто
лихорадочно никого не искал, не было
технических сбоев.
В зрительном зале, в зрительном зале…
Итак, его величество кино. Самая объемная
часть работ была представлена в номинации
«Неигровое кино». Почти двадцать работ
о плюсах активного отдыха на Кубани и
в Адыгее предстояло отсмотреть жюри,
в состав которого посчастливилось
попасть и мне. В составе сектора, где я
оказалась, работали Владимир Рунов,
профессор, декан факультета телевидения
и радиовещания Кубанского университета
культуры и искусства, и Юрий Архангельский
– кандидат наук, зав. кафедрой
операторского искусства того же вуза.
Дополнял в порядке исследовательского
интереса нашу комиссию Григорий Гилберт,
киновед, член Союза кинематографистов
России, профессор КГУКИ
. Маститые
искусствоведы оценивали короткометражки
с пристрастием. Я, человек далекий от
теории драматургии, представляла
интересы обывателей: важным критерием
моей оценки было желание или нежелание
посетить представленные уголки региона.
Лаго-Наки, Тамань, Домбай, река Белая,
гейзеры. Рафтинг, триал, альпинизм.
Картинки мелькали одна за другой.
Профессионалы оценивали жестко.
– Они не умеют правильно подобрать
озвучку…
– Господи, ну что он делает с камерой?!
– Этот фильм я уже видел на фестивале в
«Орленке» – неплохая идея…
Главным недостатком большинства работ
оказалось неумение передать авторами
величия природы, уникальности нашего
края.
– Горы, реки, леса и моря – больше нигде
нет такого природного разнообразия,
как на Кубани, – убеждал Владимир
Викторович Рунов. – Понятно, что есть
потребность передать эту уникальность.
Но кино – это не семейный альбом, во
всем должна быть драматургия. Надо же
учиться у мастеров. Представляете, если
бы в этих местах снимал Феллини? А наши,
увидев редкого горного архара в
естественных условиях, орут как дикари.
Природа оберегает свои богатства и
мстит человеку за грубость. Надо быть
осторожнее…
Покорение Ейска
Первую часть программы завершал фильм
о восхождении на пик Кап в Домбае летом
2007 года. Навыки альпинизма, представленные
в нем, пригодились жюри уже на просторах
Ейска. Путь от ДК до ресторана «Марсель»
в Свято-Никольском парке преодолевали
по гололеду минут за 20. Впереди –
настоящее испытание на выносливость
– покорение гладкой, как зеркало,
лестницы «Клуба моряков». Достаточно
солидные по возрасту режиссеры, актеры,
профессора и кандидаты наук решили
подниматься в «связке», чтобы не
сорваться и не переломать себе конечности.
За борщом с макаронами, сосисками и
пустым чаем гости дружески беседовали
об искусстве и Ейске. Многие видели
такую погоду впервые. И этот контраст
лета на экране и суровой южной зимы,
отмеченный киноведами, увы, не смогли
передать наши местные конкурсанты.
Завершился показ неигрового кино лентой
«По ту сторону лета». Фильм приглашал
посетить Ейск, колоритно иллюстрируя
главные его достопримечательности:
вместе с краеведческим музеем и
океанариумом – отель «Бристоль» и
ресторан «Изба». Неплохой выбор для
путешествующих автостопом (по сюжету
картины) юных туристов.
Немного о номинациях
В номинации «Неигровое кино» первым
стал фильм Натальи Басаковой «Общий
интерес» о художнике из Горячего Ключа,
реконструирующем в своих картинах
историю
. В работе совпали качественная
операторская работа, необычный сюжет
и величие обычных, на первый взгляд,
уголков природы. Второй стала работа
девятиклассницы Жанны Фатунян «Дивная
гора». Это фильм о действующем грязевом
вулкане (!) в окрестностях станицы
Варениковской. Работа уже дважды была
отмечена на других фестивалях. Третьим
стал фильм Татьяны Шетуковой «Дорожные
записки» о неповторимой ауре деревень
в глубинке.
Не так много работ было представлено
в «Игровом кино». Всплесков и открытий
не случилось. Некоторые работы, по
мнению жюри, вообще невозможно было
оценить по главным критериям: сценарию,
актерской игре и режиссуре. В итоге,
первым стал «Край листа» Анжелики
Решетиловой
. При слабости актерской
игры великолепная операторская и
режиссерская работа, оригинальный
сюжет – противостояние власти и человека
через призму поиска художника. Второй
стала работа студентки факультета
«Муниципальное управление» Татьяны
Андриенко «Учитель и ученик». Учитывая,
что кино для Тани просто хобби, очень
достойный результат. Третьим стал фильм
Давида Медарова «Иллюзии»
. На мой
взгляд, в нем слишком выпячена была
закономерность преступления и наказания
и абсолютно отсутствовала актерская
игра. Но выбор действительно был невелик.
Кстати, на общероссийский уровень
выходят именно современные кубанские
операторы и режиссеры, ярких актеров
на нашем небосклоне пока не зажглось.
Номинация «Музыкальный клип» принесла
единственное призовое место хозяевам
фестиваля. Первым стал клип «Ейск»
нашего фотографа Алексея Хорошайло
.
Большинство работ в малых жанрах:
«Музыкальный клип», «Мини-фильм»,
«Фото-фильм» – были представлены
студентами Северского колледжа искусств:
выбор нужно было все же делать, и жюри
напутствовало призеров обязательно
обратить внимание на технику съемок и
теорию фотоискусства.
Еще раз о площадках
Тем, кто пересидел гололед выходного
дня дома, мои искренние сожаления.
Зрители и гости кинофестиваля стали
участниками настоящих съемок клипов
и фильмов, смогли понаблюдать за работой,
прикоснуться к мастерству актеров,
режиссеров и операторов. Наибольшей
популярностью пользовались площадка
«Осторожно, съемка!» и «Фонограф». На
первой в субботу снимали сцены
исторических фильмов. Можно было в
метре от актеров наблюдать артистическое
фехтование, работу заслуженной артистки
России актрисы Светланы Нагой над
сценической речью студентов в картинках
из истории ХIХ века. Все
желающие могли примерить доспехи,
ощутить вес настоящего оружия.
«Фонограф», помимо экскурса в век
немого кино, представил яркую программу
краснодарского центра индийской
культуры «Тутси». А для души – мелодичные
выступления солидных (только на вид!)
бардов со всей Кубани. Все действо по
площадкам прогуливались милые девушки
в костюмах мышек из клуба «Анимэ».
Хлеба и зрелищ!
Если исключить взрослых представителей
жюри, предпочитавших только гостиницу
и кинопоказы, молодых конкурсантов и
участников-волонтеров капризы местной
погоды не испугали. Спускаясь в уборную,
услышала из женского туалета четкие
щелчки затвора фотоаппарата. Так и
есть: не дойдя до пункта назначения,
две девушки устроили фотосъемку у
раковин и зеркал.
– Если вас не смутило место проведения
фотосессии, может, и интервью дадите?
– Просто фотоаппарат всегда с собой,
почему не использовать? – смеется в
ответ двадцатидвухлетняя Оксана
Сидорова из Краснодара. – Я профессиональный
фотограф, постоянно ловлю кадр.
Вторая девушка представилась Татьяной
Авдеенко (на следующий день одна из ее
работ заняла второе место – прим.
корр.). Она юрист, но ее творческий
потенциал рассмотрел на летней молодежной
смене «Регион-93» краснодарский режиссер
Вячеслав Потапов. В Ейск Таня привезла
несколько работ в номинации «Игровое
кино».
– Как проводите свободное время в Ейске?
– Мы у вас впервые. Не ожидали, что будет
так холодно. Вчера ходили в ночной клуб
и попали на шикарную ретро-программу,
– рассказывает Таня.
– Напротив нашей гостиницы киноцентр.
Думаем отправиться вечером или в кино,
или протестировать еще один дискоклуб,
– дополняет Оксана. – У вас так много
парней в городе! Такое впечатление, что
девушки абсолютно отсутствуют.
Через 10 минут я встретила девчонок уже
на улице. При свете фонарей они ловили
удачные кадры ледового Ейска. Творческие
люди, они ведь всегда в поиске. Независимо
от погоды и географического положения.
Олена ЖОЛОБОВА.
фото Бориса МЕДВЕДЕВСКОГО.

img_1355_1166x778.jpgimg_0652_1166x778.jpgimg_0604_778x1166.jpgimg_0600_778x1166.jpgimg_0496_778x1166.jpg