День сотрудника следственных органов отметили в России 

Независимее независимых  История Следственного комитета Российской Федерации уходит корнями в 1713 год, когда 25 июля указом Петра I в России появились майорские и следственные канцелярии. Руководил ими гвардии майор Семёновского полка Михаил Иванович Волконский.

Эти следственные ведомства подчинялись лично Петру I, были полностью независимы от других органов государственной власти и беспристрастно разбирали «дела», невзирая на ранги и звания. Они расследовали преступные деяния, посягающие на основы государственности — взятки, казнокрадство, служебные подлоги… Словом, все преступления коррупционной направленности, совершаемые государственными чиновниками, в том числе высокопоставленными. Так Пётр I впервые предпринял попытку борьбы с коррупцией на государственном уровне, и она была весьма действенной. Это, конечно же, многим чиновникам не понравилось. И после смерти Петра I «майорские канцелярии» были упразднены, о независимом следственном органе «забыли», а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру.

Но в 2011 году идея Петра I получила второе рождение. Следственный комитет РФ был выведен из состава прокуратуры, не входит более в структуры ни одного из органов государственной власти и подчиняется теперь непосредственно Президенту. С 2014 года в нашей стране отмечают День сотрудника органов следствия Российской Федерации. А сами следователи в шутку говорят, что отмечают свой «день независимости».

Ейский межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю расследует преступления в сфере экономики, в том числе неуплату налогов и невыплату зарплаты. Нарушение конституционных прав граждан, в том числе неприкосновенность жилища и вмешательство в частную жизнь. Но основная масса преступлений – убийства, изнасилования, взятки. О том, что автономность Следственного комитета себя оправдывает, говорят цифры. В этом году следователи Ейского межрайонного следственного отдела направили в суд 8 дел об убийствах, и ещё одно в настоящее время находится в производстве.

— К сожалению, в мае и июне в Ейском районе уже совершены четыре убийства. А за весь 2014 год было три, — вздыхает заместитель руководителя следственного отдела Сергей Ильченко. – И этот рост – картина объективная. Поскольку профилактика преступлений в наши функции не входит, нас трудно заподозрить в «палочной» системе отчётности. В этом году наши следователи раскрыли ещё и три преступления прошлых лет.

Таких преступлений, когда, казалось бы, всё быльём поросло, с момента независимости СК ейские следователи раскрыли тридцать. Уголовные дела только в единичных случаях возвращались прокуратурой и судом на доработку. В этом и в прошлом году таких дел не было.

Год потребовался следователям, чтобы выйти на след преступника, убившего ветерана Великой Отечественной войны в посёлке Большевик.

Об этом расследовании мы не забывали ни на день, — рассказывает Сергей Ильченко. – Но, как мы говорим, преступление было совершено в условиях неочевидности. Прямые нити от убийцы к жертве не вели. И поначалу круг их общих знакомых не определялся. Наши следователи отрабатывали массу так называемых поверхностных версий, расширяя границы этого «круга». Проверяли алиби у всё большего числа людей. И в показаниях ранее судимого ейского наркомана, который, как выяснилось, бывал у соседки убитого, обнаружили нестыковки. На сегодня дело об убийстве ветерана передано в суд.

Несмотря на то, что у следователей практически не бывает выходных и «отсыпных» после суточного дежурства, а выезжать на место преступления приходится в любое время суток, работать в Ейском межрайонном следственном отделе хотели бы многие. Отбор, как объясняют, строгий. Обязательно не только высшее юридическое. Нужно пройти жёсткое психологическое тестирование. Чтобы стать всего лишь общественным помощником следователя, нужно в течение полугода ходить на работу на общественных началах. И только если претендент хорошо себя зарекомендует, будут рассматривать вопрос о его трудоустройстве.

Сегодня в штате Ейского межрайонного следственного отдела 11 человек во главе с Сергеем Морозовым (руководит следственным отделом с 2007 года), когда его сформировали при Ейской межрайонной прокуратуре. И хотя по возрасту коллектив следователей молодой, из пяти нет ни одного, кто проработал бы в этой должности меньше трёх лет. Да, именно харизмой обладают эти следователи! Если хотите, даже артистизмом. Работать ведь приходится с контингентом «без границ». Это может быть закоренелый уголовник, алкоголик, бомж… Или, казалось бы, благопристойный руководитель фирмы, уходящий от налогов и совершающий так называемое латентное преступление.

И чтобы «вытащить» правдивые показания, нужно общаться то на языке бомжа, то юридически и экономически подкованного интеллигента. Бывает, что на очной ставке показания подследственных неожиданно «расстыковываются». И чтобы не дать «рассыпаться» следствию, нужно уметь переключить разговор на другую тему, чтоб в итоге снова вывести его в нужное русло. Умение быстро принимать верное решение и «гибко» вести допрос — для следователя обязательны. Сказать, что его работа небезопасна – значит сказать не всё. Сказать, трудна – значит ничего не сказать.

Руководитель Ейского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Краснодарскому краю Сергей Морозов желает коллегам всегда соответствовать требованиям неподкупности и справедливости. Высоким профессионализмом оправдывать доверие главы государства.

Татьяна ШЕКЕРА.