В преддверии юбилея Ейского высшего военного авиационного училища имени дважды Героя СССР, лётчика-космонавта Владимира Комарова, наш корреспондент встретился с генералом армии, главкомом ВВС 2002-2007 годов, Героем России Владимиром Михайловым. Владимир Сергеевич, выпускник Ейского авиационного училища 1966 года, закончил учебное заведение с золотой медалью. После окончания училища служил в Таганроге лётчиком-инструктором, в 31 год был назначен командиром полка. Герой России, награждён многими правительственными наградами. Предлагаем читателям запись этой беседы.

— Владимир Сергеевич, Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков вписало яркую страницу не только в историю Ейска, но и всей страны. Какое ещё высшее военное учебное заведение может похвалиться таким количеством Героев Советского Союза, Героев России…

— Ейское училище поистине было кузницей лётных кадров. И 100-летний юбилей омрачается тем, что училище расформировано. Но оно не кануло в лету. Суть в том, что 859-й центр боевой подготовки и переучивания лётного состава морской авиации ВМФ своими корнями уходит в школу лётчиков имени Сигизмунда Леваневского. А эта школа в начале 30-х годов прошлого столетия отпочковалась от Ейского авиаучилища, дислоцировалась в городе Николаеве, на Украине и готовила, как и Ейское, лётчиков для морской авиации.

В 2005 году вызвал меня начальник генштаба Анатолий Квашнин. Прихожу, там командующий ВМФ Владимир Куроедов. Разговор шёл о том, что НИТКА в Саки, в Крыму, закрывается. Необходимо найти место для строительства нашей, российской. Как вариант, предлагается район Анапы.

Я высказал свою точку зрения. Предложил разместить НИТКУ в Ейске, подкрепив свои доводы фактами. В Анапе (и это большой минус) земельный участок министерства обороны сравнительно небольшой. Понятно, что базу на нём не разместишь. Необходимо добиваться выделения земли. А это дело долгое и требует немалых усилий. В Ейске – военный аэродром, со всей инфраструктурой, рядом полигон войск противовоздушной обороны. Словом, плюсов больше, чем в Анапе.

Когда об этом доложили президенту России Владимиру Путину, он решил лично посмотреть, действительно ли Ейск подходит для размещения центра боевой подготовки. Приехал в Ейск, ознакомился с материально-технической базой Ейского авиационного училища, аэродромным хозяйством. После чего сказал: базу переводим в Ейск! Вот так, спустя почти 60 лет, Ейск вновь стал центром подготовки морских лётчиков.

— Но это решение не спасло ЕВВАУЛ от расформирования.

— К сожалению. Попытки закрытия учебного заведения предпринимались и ранее. Когда ребром встал вопрос о закрытии, а это было в начале 90-х годов прошлого столетия, я настоял на перепрофилировании училища на подготовку офицеров управления. Специалисты такого профиля были востребованы не только в ВВС, но и в других войсках. Руководство министерства обороны со мной согласилось.

Если говорить шире, то решение о закрытии военных училищ, где готовили лётчиков, нанесло серьёзный ущерб нашим военно-воздушным силам. Аналогичная ситуация была во времена хрущёвской оттепели. В итоге мы стали ощущать нехватку пилотов. Самолеты есть, а летать на них было некому. Поэтому в середине 60-х годов был увеличен набор. Когда я поступал в Ейское училище, набор был в 175 курсантов. Потом стали набирать по 265 человек. И это только Ейское лётное училище. А всего было 16 ВУЗов, где велась подготовка лётного состава.

В конце 90-х годов меня вызвали в министерство обороны и сказали, что надо оставить одно высшее военное училище лётчиков. Согласиться с такой позицией было никак нельзя. Поэтому мы создали на базе Армавирского авиационного института и Борисоглебского училища центры по подготовке лётчиков для истребительной и бомбардировочной авиации. Но они входили в структуру Краснодарского высшего военного авиационного училища. Там курсанты получали теоретические знания, а практику нарабатывали в учебных центрах. На базе Балашовского училища был создан центр по подготовке лётчиков транспортной авиации…

— Владимир Сергеевич, выпускники Ейского авиаучилища, об этом свидетельствуют факты, в критических ситуациях не раз спасали боевые и учебные машины, садили практически неуправляемую машину в неприспособленных для посадки местах. Это свидетельствует о высоком качестве подготовки лётного состава. Вам, насколько мне известно, тоже приходилось совершать вынужденные посадки?

— В небе возможны разные нештатные ситуации, и лётчик должен готов быть к ним всегда. Мне приходилось трижды садить «СУ-7» с отказавшим двигателем. Один раз на высоте 19600 метров разгерметизировалась кабина. Не буду пересказывать все свои действия. В таких ситуациях главное — не потерять самообладания, в считанные доли секунды сориентироваться в сложившейся ситуации и принять правильное решение.

— А на каких типах самолётов, кроме «СУ-7», вы летали?

— В общей сложности освоил более 20 типов самолетов. На «СУ-7» налетал 2340 часов, на «МИГ-21» — 1860. Освоил «СУ-25», «СУ-27», «МИГ-29», и даже «ИЛ-18».

— Но «ИЛ-18» — не истребитель!

— Знаете, не люблю летать пассажиром. Поэтому и освоил этот самолёт. Если надо куда в командировку, сел за штурвал, и — вперед.

— Владимир Сергеевич, а что за история с посадкой на фуражку?

— История эта давняя. В Кущёвской проходили обучение военные лётчики из Алжира. Смотрю, стоит капитан, фуражка у него такая мятая. Я ему и говорю, мол, спорим, что левым колесом сяду на твою фуражку. Если промахнусь, куплю новую. Тот согласился. Попросил я своего товарища прибить фуражку гвоздем к бетону, чтобы порывом воздуха не отнесло в сторону. Взлетел, прошёл по кругу, иду на посадку. И левым колесом прямо на фуражку приземлился. У алжирцев это вызвало бурю эмоций и восторгов. Словом, новую фуражку в военторге мне покупать не пришлось.

Думаю, что такую посадку могли бы совершить многие выпускники нашего Ейского авиаучилища. Настолько профессионально готовили здесь лётные кадры. И к слову, история авиации знает немало примеров тому, когда в сложнейших ситуациях воспитанники ЕВВАУЛ с честью справлялись с поставленными задачами.

Уверен, что, хотя училище и расформировано, дело подготовки лётных кадров успешно продолжит 859-й центр боевой подготовки и переучивания лётного состава морской авиации ВМФ. Чем, собственно говоря, и занималось ейское авиаучилище в 30-50-е годы прошлого столетия.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех выпускников Ейского авиационного военного училища с юбилеем! Пожелать всем чистого неба, удачи во всем.

Беседовал Георгий ТИМОФЕЕВ