«Слышала, что с 1 августа опять будут брать пеню за несвоевременную оплату электричества. Но её же отменили, а почему теперь возвращают?» — этот и другие вопросы наших читателей корреспондент Татьяна ШЕКЕРА переадресовала ведущему инспектору ОАО НЭСК «Ейскэнергосбыт» Сергею ДЕНИШАЕВУ.

— Пеню никто не отменял. Действующим законодательством она предусмотрена. Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, части 14 статьи 155, потребитель, который несвоевременно или не полностью внёс плату за жилое помещение или коммунальные услуги, должен уплатить пеню за каждый день просрочки. Согласно правилам, отсчёт пени начинается с дня, который следует за установленным сроком оплаты. То есть после 10-го числа следующего за расчётным месяца и до дня, пока задолженность не будет погашена. Сумма может набежать значительная.

Хочу обратить внимание потребителей, проживающих в многоквартирных домах, что этот порядок касается не только электричества в квартире, но и потреблённого в местах общего пользования. И тот, кто аккуратно оплачивает индивидуальное потребление, но игнорирует показания общедомового счётчика, автоматически попадёт в список должников. Потому что платёж за электроэнергию включает две составляющие – плату за индивидуальное потребление и за потребление на общедомовые нужды.

Многие подумали, что пеню отменили, потому что с 2012 года по доброй воле НЭСК было решено пеню не начислять. Это стало возможным, так как основная масса абонентов добросовестно и своевременно оплачивали потреблённую электроэнергию.

— Что-то изменилось?

— В 2015 году значительно упала дисциплина наших бытовых потребителей. На сегодня только по городу Ейску долги населения перед НЭСК превысили 20 миллионов рублей. А три года назад они были не больше 3 миллионов. Поэтому НЭСК решила снова взимать пеню. И это мера вынужденная, поскольку НЭСК заранее закупает электроэнергию на федеральном рынке, и большие долги потребителей вызывают сложности в закупках. Думаю, ейчане не желают, чтобы повторились веерные отключения.

— И тарифы на электричество с 1 июля взлетели выше, чем обычно — сразу на 10 процентов…

— Предыдущие четырнадцать лет подорожание киловатт-часа не превышало 4-5 процентов. Хотя закон и разрешает поднимать тарифы на 10 процентов, мы такой возможностью не пользовались. А в этот раз причина та же — значительно упала дисциплина платежей за потреблённую электроэнергию. Ну, и конечно, на финансовом положении НЭСК не могла не сказаться общая сложная ситуация в стране.

— Часто приходится «обрезать свет» злостным неплательщикам?

— К сожалению, число отключений бытовых абонентов за долги выросло. С января мы были вынуждены в Ейске применить такую меру к 201 неплательщику. И думаю, что в их числе оказались не самые неимущие граждане. Большинство погасили задолженность (в среднем, от 3 до 6 тысяч рублей) в течение дня, когда были отключены от электроснабжения. И помимо долга, нерадивым потребителям пришлось оплатить ещё затраты на подключение.

— Выходит, бытовые потребители «вышли из доверия» у энергетиков? Но как быть тем, у кого зарплата или пенсия после 10-го числа? Или если кому-то несвоевременно доставили счёт-квитанцию?

— Мы опять идём навстречу нашим абонентам. В таких случаях допускаем возможность оплаты потреблённой электроэнергии по 30-е число месяца, следующего за расчётным. Только после начисляем пеню.