Курсанты второго курса Ейского высшего военного училища летчиков отрабатывали технику полетов на самолете «Л-29» в районе Батайска Ростовской области. На дворе стоял сентябрь 1981 года. Был понедельник. Курсанты прошли врачебный предполётный осмотр, после которого их вместе с инструкторами собрал на инструктаж руководитель полётов майор Шульга. Он объявил курс на взлёте, скорость и направление ветра, видимость. Добавил, что в зоне полёта замечены перелётные птицы.

Курсанту Сергею Дронову вместе с инструктором предстояло выйти в пилотажную зону, отработать там виражи, пикирование, спираль, горки. После чего — возвращение на аэродром.

Сергей видел, как машина ведущего стала расплываться в воздухе, дрожавшем от грохота мощного двигателя. Он перевел рычаг на максимальные обороты. «Л-29» сначала наклонил нос к земле, словно готовясь к прыжку, а спустя секунду уже бежал по взлётной полосе, прибавляя скорость. Еще несколько мгновений, и крылатые машины оторвались от бетонки. Пара реактивных самолетов вошла в пилотажную зону. Летчики приступили к выполнению полётного задания.

Первым элементом задания был вираж. Ведущий ввел самолет в вираж в сторону ведомого. Дронов, выдерживая свое место в строю, немного оттянулся от ведущего, чтобы дать инструктору больше пространства для манёвра. Наблюдая за впереди идущим самолетом, он боковым зрением увидел справа от кабины темный предмет. Тут же последовал удар. Сергей машинально посмотрел на указатель числа оборотов двигателя, но прежде, чем зафиксировал показания прибора, услышал, как стихает работающий мотор. Обороты упали почти до ноля.

— Я — 058-й, — произнес он в эфир. — В результате попадания птицы в воздухозаборник произошла остановка двигателя.

Руководитель полётов услышал доклад курсанта.

— Ваша высота? — спросил он.

— 1200, — последовал ответ.

— Где находитесь?

— Зона 01.

— Попробовать встречный запуск, — словно читая инструктивные документы, подумал Сергей. Он перевел рычаг управления двигателя на малый газ, открыл стоп-кран. И нажал кнопку запуска. Его взгляд неотрывно следил за указателем оборотов. Стрелка замерла в одном положении, никак не реагируя на действия лётчика. Дронов понял, что двигатель запустить уже не удастся. В следующую секунду он включил изолирующий клапан, оставил питание только жизненно важных узлов и приборов самолёта, отдал ручку управления от себя.

Руководителю полётов надо было принимать решение сразу. Самое простое — приказать курсанту катапультироваться и тем самым спасти ему жизнь. Но в зоне нахождения терпящего бедствие самолёта находилась большая станица, и неуправляемая машина могла рухнуть на жилые дома. Вероятность этого была не столь велика, но она существовала. Второе — попытаться посадить самолет. Но это было чревато тяжёлыми последствиями для курсанта.

Майор Шульга приказал всем лётчикам, находившимся в тот момент в воздухе, прекратить всякие переговоры и работать только на приём. В эфире в мгновенье ока наступила тревожная тишина. Дронову сразу стало казаться, что он находится в небе один. Но тишина эта была кратковременной. Тут же послышался голос руководителя полётов, который спокойно сказал:

— 058-й, давай попробуем встречный запуск.

Дронову от этого сразу стало спокойнее. Он понял, что не один в воздухе, майор, казалось, находился рядом, в этом же самолете. Он не сказал, что уже пытался запустить двигатель, и что это ничего не дало. Но решил сделать еще одну попытку. Двигатель не запускался. Доложил об этом руководителю полётов.

— Высота? — спросил майор.

— 950 метров, — ответил курсант.

Сергей понял, что он должен сам решить, что предпринять в данной ситуации. Он посмотрел на ручку катапульты, нажатие которой сразу выбросило бы его из падающего самолета. Но нажать на неё не спешил.

— Первый. Я — 058-й, — сказал Сергей. — Прошу разрешения на вынужденную посадку с убранным шасси.

В эфире — пауза. Он слышал, как руководитель полётов тяжело дышит в микрофон. И это дыхание усиливало впечатление о том, что майор находится рядом.

— 058-й. — последовал ответ. — Посадку разрешаю. Ищи площадку.

После этих слов в кабине стало неестественно тихо. Курсант потянул ручку на себя, чтобы проверить, насколько управляем самолёт. Прямо по курсу он видел скошенное поле, туда и направил падающую машину. Из глубины подсознания словно всплыла инструкция, регламентировавшая порядок действий в чрезвычайных ситуациях. Но там была одна теория, которую Сергею предстояло отработать на практике.

Посадка прошла довольно мягко, перегрузка составила 1,2. С убранными шасси самолёт приземлился на брюхо на скошенную стерню. Пропахал по земле несколько десятков метров, поднимая за собой столб пыли и замер.

Ведущий кружил в зоне аварийной посадки. Используя его, как ретранслятор, Дронов доложил руководителю полётов о благополучном приземлении.

Надо сказать, что история авиации знает случаи, когда в аналогичных ситуациях даже опытные летчики не могли посадить машину на землю и погибали. Но курсант Сергей Дронов сберёг самолёт и сам остался жив и невредим. Это свидетельствует о том, что в Ейском авиационном училище существовала высокопрофессиональная школа подготовки лётного состава.

В марте 1982 года перед строем курсантов был зачитан Указ Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым Сергей Дронов за проявленные мужество и героизм был награжден орденом Красной Звезды.

А чуть позже Сергея избрали делегатом XIX съезда комсомола.

После окончания училища Сергей служил в разных гарнизонах на разных должностях. С должности заместителя командира дивизии был направлен на учёбу в академию Генерального штаба. Закончив обучение в академии, командовал авиационной дивизией на Дальнем Востоке, авиацией округа. В настоящее время — заместитель главкома ВВС России, генерал-лейтенант.

Георгий Тимофеев