А судьи кто? Таким вопросом задаются бывшие прихожане храма Архистратига Михаила, узнав об извержении из священного сана архимандрита Серафима (Кошель) и священника Игоря Киргизина.

Вопрос уместный. Дела, которые выносятся на рассмотрение епархиального суда, имеют широкий церковный и общественный резонанс. Епархиальный архиерей имеет полноту судебной власти во вверенной ему епархии и поэтому члены суда получают власть, делегированную епископом. На основании канонов церкви и церковных правил состав суда внимательно расследует каждое дело, если были нарушены, попраны правила клириком или мирянином. Он имеет полное право рассмотреть это дело и вынести своё решение на рассмотрение правящего архиерея.

Епархиальный суд – это не карательный орган церковной власти, а структура, которая приводит человека к видению своего греха, осознанию нарушенных им заповедей и канонов церкви и того, что за этим может последовать. Существуют разные формы вразумления. Это может быть замечание от архиерея, пастырское или архипастырское внушение для того, чтобы человек принёс покаяние. Если этих мер недостаточно, допущены серьёзные нарушения, архиерей выносит такие дела на рассмотрение епархиального суда. Самым серьёзным наказанием может стать отлучение от церкви. Нет ничего страшнее для верующего человека, чем быть лишённым участия в жизни церкви, в её спасительных Таинствах и, соответственно, быть лишённым христианского погребения.

В 2014-2015 годах суд Ейской епархии рассматривал два дела, касающихся запрещённых в священнослужении клириков архимандрита Серафима (Кошель) и иерея Игоря Киргизина. Было использовано несколько попыток для того, чтобы призвать их к покаянию и вразумлению. Более того, отец Серафим не принял во внимание письменное обращение к нему митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора. В своём письме митрополит разъяснял, что, «кроме самих священнослужителей, погибает и их паства, которая увлечена личностью своего пастыря и мало думает о своей погибающей душе», призывал «задуматься крепко над происходящим, найти в себе силы и мужество примириться… и не покрывать себя страшным грехом раскола…».

К сожалению, ни отец Серафим, ни отец Игорь не пожелали исправиться, не пожелали восстановить мир с Церковью Христовой в лице правящего архиерея. Суд, рассмотрев данные дела, пришёл к выводу, что никакого покаяния и желания исправиться нет, а есть только затуманенный разум и гордость. Эти люди духовно не являются пастырями церкви. Поэтому суд принял решение о том, что клирики архимандрит Серафим (Кошель) и иерей Игорь Киргизин должны быть лишены церковного сана. Резолюцию епархиального церковного суда утвердил епископ Ейский и Тимашевский Герман. Согласно положению о церковном суде Русской Православной Церкви, далее дела должны быть рассмотрены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Патриарх Кирилл оставил свою резолюцию о том, что он утверждает решение епархиального архиерея о лишении церковного сана архимандрита Серафима (Кошель), который с этого момента становится монахом Серафимом (Кошель) и иерея Игоря Киргизина, который становится просто мирянином Игорем Николаевичем Киргизиным.

Отлучение от церкви – крайняя мера. Согласно апостольским правилам, если лишённый церковного сана клирик продолжает своё так называемое священнодействие, продолжает дальше смущать Церковь Христову, такой человек отлучается от церкви.

Будем надеяться, что изверженные из сана одумаются и крайние меры не будут приняты. Благословение они как священники давать не могут, носить крест и духовное облачение также не имеют права. Человек, принимающий участие в кощунственных богослужениях, приносит вред своей душе. Есть люди, которые импонируют бывшим священникам. Хочется им пожелать открыть глаза, знать, что решение суда является утверждённым на уровне Русской Православной Церкви в лице Святейшего Патриарха, а не только на епархиальном уровне. Человек, который не подчиняется канонам и правилам церкви, сам себя лишает единства и полноты Церковной.

Пресс-служба Ейской епархии