В конце октября систему районного
образования проверяла краевая комиссия
.
Большие и маленькие замечания, выявленные
в ходе ревизии, были собраны в приличных
размеров папку. А педагогам дан срок
для выполнения домашней работы над
ошибками
. Со дня на день вновь ждут
гостей из департамента образования. Не
станет ли очередной визит контрольным
«выстрелом»? На этот и другие вопросы
отвечает начальник управления образования
Ирина КАИНОВА.



Злые языки утверждают, что девизом
комиссии было: «Резать и еще раз резать».
Средств на образование нет, поэтому
проще сокращать и ругать, чем помогать…
– Я бы не ставила вопрос таким образом,
тем более, что не располагаю подобной
информацией. Любая ревизия должна
найти нарушения, а со стороны, как
известно, многое видится лучше. А с
финансированием отрасли, действительно,
сложно…
– Значит, до приезда коллег из краевого
центра ейчане ничего не видели? Ни
облезлых стен, ни старых парт, ни проблем
с горячим питанием?
– Не стану снимать с себя и своих
подчиненных ответственности. Все мы
прекрасно видели. Просто больше делали
упор на образовательный процесс, а
эстетику самих образовательных
учреждений и воспитательную часть
несколько упустили. Но перед приездом
комиссии «потемкинских деревень» не
устраивали. Выпадающие окна в широчанской,
александровской, советской школах, в
кухаривском и ясенском детских садах,
три аварийных спортзала в карман не
спрячешь.
– Месяц прошел. Замечания устраняются?
– Разумеется. Но мы в силах быстро
исправить только те недоработки, которые
не требуют серьезных капиталовложений.
Например, на 2010 год в краевом и местном
бюджетах не заложены деньги ни на
текущий, ни на капитальный ремонт школ
.
Своими силами директора могут найти у
спонсоров только очень небольшие
деньги.
– Насколько мне известно, были
замечания, касающиеся выплаты заработной
платы. Так?
– Да. Механизм новой системы оплаты
труда должен быть прозрачным. Каждый
педагог сам себе начисляет баллы.
Конечно, не с «потолка», а аргументированно.
Оценочные листы будут проверяться в
самих школах. Правда, опыта у нас еще
нет, поэтому не исключаю на первых порах
трудности.
– Согласитесь, что учителя и так
загружены бумажной работой. Детей учить
когда?
– Заполнение оценочного листа займет
ровно пять минут. Делать это, скорее
всего, придется не чаще одного раза в
четверть или полугодие.
– Ирина Альфредовна, жалованье будет
только тогда, когда учителям смогут
его заработать. Ходят упорные слухи о
закрытии школы в поселке Моревка. И
это тоже следствие краевой проверки…
– Нет, школу там не закрывают. Речь идет
о реанимации учебного заведения, а не
его уничтожении. Но поскольку детей
там мало, будем рассматривать варианты
её слияния с более крупной школой.
– И в продолжение темы кадровой
политики. Насколько мне известно, в
департамент образования края из первой
городской школы было направлено письмо.
В нем жалобы на качество учебного
процесса, работу педагогического
коллектива…
– Я в курсе. Буквально на днях в СОШ
№ 1 провели проверку
. Встречались и с
учителями, и с активистами родительских
комитетов. Речи о «криминальной
обстановке», это цитата из жалобы,
поэтому специально беру словосочетание
в кавычки, не идет. Никто, никого не
выживал с работы. Например, год назад
из соседней СОШ № 12 в первую школу
перешел сразу весь класс начальной
школы во главе с учителем, но это не
стало поводом для жалоб
. Тем не менее,
поводов задуматься достаточно. Считаю,
что такая нездоровая атмосфера сложилась
в учебном заведении из-за закрытости
администрации. Надо чаще встречаться
с родителями учеников. А что касается
кадров, то это серьезная проблема.
Особенно сложно найти
преподавателей-предметников. В этом
году только две девочки из станицы
Копанской поступили в вуз и станут
дипломированными биологом и филологом.
– Ейскому образованию поставлена в
вину и недостаточность материально-технической
базы. Почему?
– Если уж совсем коротко, то в наших
школах много хороших компьютеров, но
ставить их приходится на допотопные
парты. В городе было только четыре
ресурсных центра, а в районе все школы
получили этот статус. Имея его, можно
участвовать в федеральных программах,
а, значит получать необходимое
оборудование. Район в этом смысле
оказался «богаче» города. Мы решили
увеличить число ресурсных центров,
чтобы претендовать на дополнительное
финансирование. А еще катастрофически
не хватает новых учебников, которые
очень быстро устаревают морально.
– Когда проверяли школу в селе
Воронцовке, то главным нарушениями
признали именно внешний облик. Например,
двери выкрашены не в «живенький»
оттенок, стенды тусклые. Хотя педагоги
выдвинули свою версию: накануне осенних
каникул школа оказалась полупустой и
это вызвало неудовольствие ревизоров.
– Обстановка в школе не должна быть
казарменной и она не менее важна, чем
ее внутреннее содержание. Повторю,
красивая, «живая» школа должна быть с
рисунками, поделками, яркой информацией.
К слову, в Воронцовке все замечания
устранили за неделю. Всем учебным
заведениям необходимо до начала
следующего учебного года избавиться
от казарменного духа.
– А питание детей? Замечание по
поводу того, что детям нельзя давать
творог со сметаной, повергло в шок людей
далеких от педагогики, но вырастивших
своих детей…
– Да, творог со сметаной необходимо
подвергать термической обработке. Дома
родители отвечают за своего ребенка.
Они поступают так, как им подсказывает
опыт или в соответствии с советами
других людей. А в школах, детских садах
счет идет на десятки и сотни детей, и
уровень ответственности совершенно
другой. По питанию детей были сделаны
самые серьезные замечания. Они касались
составления меню, которое должно быть
разнообразным и сбалансированным. Дело
в том, что у школ и детских садов есть
долги. Из местного бюджета деньги на
оплату поставщикам не поступают, поэтому
они дают в кредит только некоторые
продукты. Исходя из имеющегося
ассортимента и приходится составлять
цикличное меню. Кроме того, нужно
ориентироваться на 23 рубля, считающиеся
достаточными для ежедневного питания
в школе.
Причем, 15 рублей – родительская
плата, остальные средства выделяются
на удешевление питания из местного
бюджета. Сейчас специалисты переделывают
меню и сделать это надо было гораздо
раньше. Здесь я совершенно согласна с
выводами комиссии.
– И последний вопрос. Ирина
Альфредовна, после краевой проверки
стали поговаривать о вашем уходе с
поста начальника управления образования.
Это так?
– Нет. Уходить, по крайней мере сейчас,
я не собираюсь. А если и приму такое
решение, то не под влиянием результатов
проверки. Еще многое надо сделать, вот
хотя бы устранить все замечания
ревизоров.
Сусанна СОМОВА.