Вначале была молотилка

«Одних утюгов у меня сорок три штуки!» — восторженно произносит хозяин домашнего музея и протягивает один из экземпляров своей коллекции. На тяжеленом утюге выбито клеймо с изображением клещей и молота. Обвивает их имя завода-изготовителя: «Красный кузнец. Ейск».

 

Несколько десятков утюгов – лишь малая часть домашнего музея ейчанина Сергея Гавриловича Борща. Есть ещё торжественный строй старинных самоваров. Один, из прославленных тульских, украшен десятком призовых медалей. Клеймо ейского завода «Красный кузнец» стоит ещё на станине от швейной машины.

 

Вообще музейное собрание Сергея Борща может многое рассказать о российской промышленности более чем вековой давности. Вот чугунная табличка с барельефной надписью: «А.П.Машонкин, Ростов н/д – Т.Флетеръ, Гассенъ, Германия». Это международное предприятие занималось изготовлением и торговлей мебелью. А вот надпись на старинном стуле: «Акционерное общество «Яковъ и Иосифъ Конъ». Его Сергей Гаврилович отреставрировал, заново покрасив и заменив седалище. Получился очень элегантный стул, который могли бы взять за образец и современные производители.

 

Во дворе у Сергея Гавриловича можно удобно расположиться на старинной мебели, пить чай из стаканов в древних подстаканниках, слушать патефон. Сверху же на вас будет печально смотреть мощная голова кабана, застреленного охотником несколько лет назад где-то под Копанской.

 

А начинался домашний музей так. Увидел Сергей Гаврилович однажды, как сваливают в кузов грузовика необычный камень-песчаник в виде шестерёнки. Оказалось – это старинная молотилка, которую безжалостно собираются вывезти подальше. Жалко стало вещи, которая долго и верно служила людям. Попросил завезти молотилку к себе домой. Теперь она лежит перед воротами. Вторым экспонатом стала та самая табличка русско-германской мебельной фирмы. Её снял Сергей Борщ с печки в одном разваливающемся доме – дырку закрывала. А дальше… Стоит лишь начать, дело само пойдёт. Теперь экспонатов много, и все они аккуратно расположены во дворе, в летней кухне и в доме Сергея Гавриловича. На первый взгляд это может показаться мешаниной, в которой можно найти всё, что угодно – от деревянного тележного колеса с железным ободом до древнего фотографического аппарата гармошкой. Но в этом собрании есть великий смысл.

«Мне действительно жаль старые вещи, — признаётся хозяин коллекции. – Бумагу сдают в макулатуру, железо – в металлолом, дерево сжигают. И ничего не остаётся, что бы могло рассказать нам, как жили наши предки раньше».

Игорь МАЛАХОВ.

Фото автора.