Российское правительство в этом году
разработало программу безбарьерного
обучения в школах детей-инвалидов. Как
ее выполнять на местах, решали за «круглым
столом» в управлении образования Ейского
района педагоги, чиновники, медики,
матери детей-инвалидов.



Муниципальный координатор по работе
с детьми-инвалидами Людмила Труш
рассказала, что в Ейском районе 720
детей-инвалидов обучаются в специальных
коррекционных школах, интернатах и в
обычных образовательных учреждениях.
Помогают таким детям центр социальной
реабилитации, бюро медико-социальной
экспертизы. Федеральная программа
безбарьерного обучения детей-инвалидов
предусматривает создание условий, при
которых они могли бы заниматься в школе
наравне с другими учениками.
Любовь Поспелова, директор ейской
школы № 5, отметила, что дети-инвалиды
больше тянутся к учебе, более исполнительны
и, как правило, более успешны. Во всяком
случае экзамены сдают лучше многих
здоровых детей.
В этой школе специально подготовленные
педагоги высшей категории обучают на
дому по индивидуальной программе двоих
детей. У одного из них – детский
церебральный паралич, у другого – тяжелый
порок сердца. При появлении рядом с
этим ребенком более двух человек, у
него начинается сильнейшее нервное
возбуждение, которое может привести к
приступу.
В сентябре в Краснодарском крае
начала действовать программа обучения
детей-инвалидов. Она объединила несколько
десятков детей с наиболее тяжелыми
заболеваниями – из тех, кто не может
ходить в школу. В их числе двое ейчан,
семиклассник из первой школы и
восьмиклассник из гимназии № 14.
Суть программы – дистанционное
обучение ребенка-инвалида при помощи
веб-камеры. Рабочее место для одного
такого ребенка стоит около двухсот
тысяч рублей. Средства эти выделяются
из краевого и федерального бюджетов.
Некоторые участники дискуссии считают,
что все для детей-инвалидов сейчас
делается по точечному принципу.
Программы, направленной на то, чтобы в
целом облегчить жизнь детям-инвалидам,
нет. «В городе необходимы оборудованные
тротуары, низкопольные автобусы. На
улицах – звуковые маячки для слепых и
световые для глухих и слабослышащих
людей. Школы должны быть оборудованы
пандусами, особыми туалетами для
инвалидов и т.д.
Инвалид должен чувствовать себя
комфортно везде. Но для этого необходимы
колоссальные денежные вливания. А
государство сегодня к этому не готово.
Программа безбарьерного обучения
детей-инвалидов разработана, но
материально никак не подкреплена. Что
говорить об этом, если сегодня не
финансируются даже реабилитационные
центры, которые работают по каким-то
кустарным программам».
Есть в России регионы, что и без
федеральных программ в помощи
детям-инвалидам ушли намного дальше
Кубани. Участники «круглого стола»
приводили пример Пскова. Там уже
пятнадцать лет успешно работает центр
лечебной педагогики, в котором
дети-инвалиды под присмотром специалистов
учатся, а повзрослев, работают в
специально для них созданных мастерских.
Таким образом, в Псковской области (да
и не только в ней) существует сопровождение
инвалидов в течение всей их жизни.
Прозвучало мнение о том, что неплохо
бы создать подобный центр и в Ейском
районе – на базе одного из интернатов.
Для того, чтобы создать детям-инвалидам
условия для обучения в школах наравне
с обычными детьми, нужны специалисты.
А их не хватает. Несколько лет назад
сократили социальных педагогов,
логопедов, психологов. Об этом резко
заявили социальный педагог лицея № 4
Людмила Леншина и психолог школы № 2
Оксана Кушнерук. Однако их призыв
«Верните специалистов!» поддержки не
нашел. Участники «круглого стола»
решили инициировать обращение к районным
депутатам о создании в Ейском районе
центра лечебной педагогики.
Игорь МАЛАХОВ.