В результате референдума, проведённого 9 лет назад, Крым вернулся в состав России. День 18 марта стал датой исторического воссоединения. Как изменился полуостров за это время? Наша редакция решила узнать ответ на этот вопрос самым убедительным способом: увидеть собственными глазами.
Мы сели в машину и отправились к Крымскому мосту. Стартовали из Ейска в 4 часа утра: хотелось добраться засветло до цели, а сколько времени займёт досмотр на мосту, мы ещё не знали.
Путь по дорогам Краснодарского края был лёгким, без автомобильных пробок и задержек. Уже в Темрюкском районе появилось предвкушение приятной встречи: морские пейзажи и яркое голубое небо радовали глаз. Далее я перейду на рассказ от первого лица, поскольку это была моя третья поездка в Крым с 2014 г. и, признаюсь, мне есть с чем сравнивать.
Начну с того, что в 2014 г. добраться на полуостров со стороны Кубани можно было исключительно на пароме. Тогда ожидание в очереди в одну сторону составило 10 часов, в обратную – 18! Но хотелось увидеть Крым, и вынужденный простой переносился стоически. Хотя следующее путешествие на полуостров уже тогда пообещала себе совершить только по мосту.
С парома машина выехала на разбитый асфальт. Первые же километры сопровождали унылые картины запущенности дорог, полей, улиц. Сфотографировавшись у поросшего мхом знака «Керчь – город-герой», я поскорее продолжила путь в глубь полуострова, чтобы сгладить впечатление от знакомства с аутентичными видами природы. Не скрою, лучшие воспоминания от пребывания в регионе тогда действительно оставили горы, море, радушные крымчане и низкие цены на продукты. Остальное вызвало, скорее, разочарование: малое количество заправок, отсутствие инфраструктуры, удручающий вид осыпающихся от времени достопримечательностей: Воронцовского дворца, Ласточкиного гнезда, Ханского дворца в Бахчисарае…
В 2019 году я впервые проехала по Крымскому мосту. Пожалуй, это самый масштабный проект за 9 лет. В строительство самого протяжённого на сегодня в России моста длиной 19 км с автомобильными и железнодорожными переходами через Керченский пролив вложили 241 млрд руб.
Тогда въезд был свободным, но скорость проезда затем «компенсировала» многочасовая автомобильная пробка на узких улочках Феодосии.
В нынешнем путешествии безопасность диктовала уже другие условия. До моста от Ейска добирались 6 часов. На въезде для всех легковых автомобилей (большегрузы пока пускают в объезд или через паромную переправу) обязательный досмотр. Очередь небольшая и быстро продвигающаяся. Для пассажиров оборудованы площадки с биотуалетами. Процесс проверки автомобиля и багажа занял не больше получаса. И вот он мост!
В октябре на некоторое время из-за последствий теракта движение было остановлено. Сегодня завершён очередной этап восстановления. Строители установили первый пролёт железнодорожного полотна. 200-тонную конструкцию доставили на двух баржах и подняли на высоту 27 метров. Работы заняли 2 дня. До лета осталось отремонтировать ещё один повреждённый пролёт. Потом начнётся устройство монтажных стыков, деформационных швов, верхнего строения пути, а также монтаж инженерных систем и освещения. Работы идут по графику.
А движение по всем полосам автомобильной части моста полностью восстановлено.
Керчь
На этот раз знакомство с Керчью оказалось более приятным: всюду видны положительные изменения, начиная от въездной стелы с развевающимися флагами, заканчивая отремонтированными дорогами и новыми автозаправками. Все объявления на первой же из них продублированы на пяти языках: русском, украинском, татарском, английском и китайском. На кассах принимают топливные карты популярных российских АЗС. И, в отличие от 2014 и 2019 гг., появилась, наконец, возможность рассчитаться с помощью банковской карты.
Дальше – город-герой Керчь. Самый восточный в Крыму и самый древний город в России расположен на берегу Керченского пролива, на стыке Азовского и Чёрного морей.
Дважды во время войн поселение было разрушено почти до основания. Во время Великой Отечественной войны город практически стёрли с лица земли свинцовым огнём: более 43 тысяч жителей города были расстреляны, погибли, угнаны в плен.
Одной из главных достопримечательностей Керчи является Большая Митридатская лестница. Всего подъёмов по склонам горы Митридат в городе 3. Не ремонтировали лестницы с конца прошлого века. И вот в 2020 г. была завершена масштабная реконструкция Большой и Малой Митридатских лестниц – объектов культурного наследия. Над проектом трудились архитекторы, инженеры и мастера из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краёв. Стоимость работ перевалила за 600 млн руб.
432 ступени Большой Митридатской лестницы ведут к вершине горы, где установлен Обелиск Славы павшим героям Великой Отечественной войны. А недалеко от него жители Керчи основали ещё одно памятное место с арт-объектом Крымскому мосту, соединившему полуостров с материком, и большими буквами Z и V, на которые посетители повязывают символ Победы – георгиевскую ленточку.
Сейчас Керчь разительно отличается от удручающего состояния 2014 г. По-прежнему, конечно, можно встретить отголоски советского прошлого в магазинных вывесках на обветшалых зданиях, но вместе с тем заметно явное улучшение инфраструктуры (дороги, АЗС), появились светлые новостройки, реконструируются городские площади, достопримечательности.
Феодосия
Помните, выше я говорила о пробках в Феодосии? Так вот, благодаря новой трассе «Таврида», движение транспорта теперь абсолютно не затруднено, а работы по благоустройству главной транспортной артерии продолжаются беспрерывно. У меня вообще возникло ощущение, что в Крыму сейчас всё время что-то строится, реконструируется, благоустраивается (в отличие от «затерянного мира» 2014 г.).
Феодосия ещё один старинный город. Интересен он прежде всего любителям искусства и литературы. О нём и ещё нескольких близлежащих населённых пунктах российский поэт Максимилиан Волошин писал: «Киммерией я называю восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до
Боспора Киммерийского (Керченского пролива)».
В Феодосии в доме Анастасии Цветаевой находится музей Марины и Анастасии Цветаевых. Он является одним из пяти объектов Коктебельского заповедника «Киммерия М.А. Волошина», в который входят также музеи М. Волошина, А. Грина, К. Паустовского и литературно-художественный музей.
В Феодосии будто всё дышит русской литературой. В музеях проводится по несколько экскурсий за день. Стоимость билетов от 200 до 500 руб., для жителей полуострова, студентов, ветеранов ВОВ предусмотрены скидки.
Неизгладимое впечатление оставил уникальный дом-музей Грина, в котором бывали Волошин, Вересаев, Богаевский. Оригинальный музей создан по проекту художника Саввы Бродского: наружный угол дома стилизован под нос фрегата, а внутри каждое помещение «Гринландии» напоминает каюту. В музее воссоздан рабочий кабинет Грина с личными вещами писателя: зелёной лампой, книгами, письменными принадлежностями. Отдельная экспозиция посвящена произведению «Алые паруса» – первое издание книги в этом году отмечает столетний юбилей.
Иван Айвазовский – ещё одно имя, прославившее Феодосию. При жизни художник очень много сделал для своей малой родины, а сейчас его наследие привлекает в город немало туристов.
По дороге к одной из главных достопримечательностей – Генуэзской крепости (напоминание о древности города) оказалась могила Айвазовского. Это место по праву можно также назвать памятником. Благодарные феодосийцы установили над могилой земляка саркофаг из белого мрамора.
Бахчисарай
Из чистой и уютной культурной столицы Крыма дорога продолжилась в Бахчисарай.
Название города нам известно со школьной скамьи благодаря Александру Пушкину, увековечившему историю дворца, фонтана и гарема в знаменитом произведении «Бахчисарайский фонтан».
Бахчисарай («город садов») встречает путешественников молитвой, доносящейся из мечети Тахталы-Джами. Недавно отреставрированное здание религиозного сооружения неотъемлемая часть архитектурного ансамбля бывшей столицы Крымского ханства. Сам Ханский дворец находится в двухстах метрах от мечети.
По дороге к жемчужине Бахчисарая находится памятник Пушкину и кафе «Пушкин». Примечательно, что сам Александр Сергеевич, по его воспоминаниям, не очень стремился посетить Ханский дворец – его практически уговорили. Тогда поэта покорила история княжны Диляры-Бикеч (овеянная преданиями и загадками) и фонтана Слёз (его-то поэт и воспел в своей поэме) и огорчило ветхое состояние сооружений дворца.
Сегодня великий классик остался бы доволен: полным ходом идёт реконструкция Ханского дворца, начатая 5 лет назад. На объектах висят паспорта, в которых указаны сроки окончания работ в течение этого и нескольких последующих годов.
Подобных комплексов с гаремом, мавзолеями, дворцовой площадью, сохранивших печать средневековья, в мире ещё лишь 2: в Турции и Испании.
Севастополь
Сердцем Крыма я, пожалуй, назову Севастополь. Побывав там, осознаёшь великую цену, которую отдал наш народ за свободу и процветание Родины.
В 2014-м на экскурсии я услышала знаковую фразу от гида: «Этот город стоит на русской крови. Как он может не быть российским?».
За недолгую историю (в отличие от древних Керчи, Феодосии, Бахчисарая) город прославился двумя Оборонами. Был разрушен, но выстоял.
На пути к городу федерального значения обязательная остановка у Сапун-горы, овеянной славой не менее, чем Малахов курган. Сегодня это масштабный мемориальный комплекс, напоминающий о роли этого бастиона в Оборонах Севастополя. Особенно важна была защита города с суши во время 250-дневных атак гитлеровской армии. Не зря Севастополь носит звание Города-героя.
Вершину Сапун-горы венчает церковь Георгия Победоносца, по форме напоминающая снаряд. Далее выставка военной техники, среди которой два торпедных катера! В парке также можно увидеть реконструированные фрагменты оборонительных сооружений.
Севастополь – город, пропитанный патриотическим духом. Практически на каждом здании центральных улиц развеваются российский и Андреевский флаги. Он вернул себе звание главной базы Черноморского флота. На рейде новая техника, развёрнуты дополнительные комплексы береговой артиллерии.
Прогулка по набережной Севастополя – уникальное погружение в историю России, её боевой славы и величия.
… Много или мало времени прошло со дня воссоединения Крыма и России? Судя по масштабным изменениям, произошедшим с 2014 г. – срок оказался немалым. Можно много говорить о том, каким стал современный полуостров. Но лучше побывать там каждому, чтобы почувствовать, насколько эта земля наша, российская, пропитанная русской кровью многих тысяч воинов.
Цифры
На строительство 250-километровой четырёхполосной трассы «Таврида» потрачено 174 млрд руб.
Новые энергоблоки Балаклавской ТЭС в Севастополе и Таврической ТЭС в Симферополе обеспечивают энергонезависимость Крыма. Стоимость проекта составила 71 млрд руб.
Доходы бюджета республики выросли с 9 млрд руб. в 2012 г. до 79 млрд в 2021-м.
В 2018 г. закончилась реконструкция детского лагеря «Артек» на сумму 17 млрд руб.
За 9 лет в Крым вложено свыше 1,5 трлн руб.3
Добавить комментарий