Уже несколько лет власти Ейского
района называют строительство нового
порта в станице Камышеватской приоритетным
проектом. Ведь это, не в последнюю
очередь, социальная инициатива для
поддержания экономики территории и
создания новых рабочих мест. Несмотря
на неудачные попытки, похоже, новый порт
все-таки получит путевку в жизнь.



Берег мой, покажись вдали
После рабочего визита в столицу
и.о. главы Ейского района Максим Нечитайло
пригласил журналистов, чтобы рассказать
об его итогах. Главное достижение –
создание декларации о намерении
строительства портового комплекса.
Этот многостраничный документ, отвечающий
за техническую сторону проекта, сдан
в федеральное агентство морского и
речного транспорта.
 – Предпроектная документация,
техническое обоснование уже готовы.
Заключение специалистов агентства
даст толчок для развития инвестиционного
процесса, поскольку оно является
обязательным для исполнения всеми
государственными структурами, – рассказал
Нечитайло. – Мы делаем все возможное,
чтобы получить решение до начала
международного экономического форума
в Сочи. Так будет гораздо легче найти
серьезного инвестора.
Когда пахнет деньгами
Первую, пока робкую надежду, на
массированное денежное вливание дает
и встреча, которая произошла в
экономическом представительстве
Германии, расположенном в столице.
Вице-президент немецкого земельного
банка (аналог российского Сбербанка)
выразил готовность выдать на строительство
порта сумму, эквивалентную 20 млр 700 млн
рублей. Правда, это стоимость только
начальной фазы строительства. Теперь
задача номер один – найти желающих
освоить эту сумму. И вновь все пути
ведут в Сочи…
Что нам стоит порт построить
При всех благоприятных условиях –
географическое положение, глубины,
благоприятная ледовая обстановка и
т.д., уже сейчас ясно, что терминалу не
будет хватать электроэнергии, качественных
подъездных путей и опытных строителей.
Строительство объектов такого класса
могут осилить единицы российских, да
и европейских фирм. Хорошей приманкой
для инвесторов послужило бы получение
проектом статуса свободной экономической
зоны. Заявка на его получение давно
подана, но почему-то никак не
рассматривается.
– Да, такой статус очень бы нам помог,
поскольку предполагает налоговые
льготы, – отмечает советник главы района
Игорь Назаркин. – Но началу строительства
нового порта его отсутствие нисколько
не помешает.
Оптимисты утверждают
Власти предполагают, что проект, как
иголка нитку, потянет за собой модернизацию
коммунальной и транспортной инфраструктуры
всего района. Причем муниципалитету
не придется вкладывать в это собственные
средства. Например, деловые круги
Кемеровской области намереваются
возвести на берегу моря теплоэлектростанцию,
которая будет работать на коксующемся
угле. Это даст портовому комплексу
необходимую энергию. Продукты переработки
направят на экспорт. Хотя традиционные
линии для электроэнергии тоже построят.
Работающий на полную мощность терминал
позволит трудоустроить до 2-х тысяч
человек. Поскольку кроме самого портового
комплекса на Камышеватской косе появятся
элеватор, координационный спасательный
центр и центр слежения за движением
судов в Азовском и Черном морях. Но,
скорее всего, никто не станет ждать
долгие 5 лет, чтобы торжественно
перерезать красную ленточку. Как только
будет построены 1-2 причала – сразу
начнется их эксплуатация и будет
объявлено об открытии нового порта. А
Ейский бюджет получит в свое распоряжение
первые налоговые отчисления.
Пессимисты опасаются
Но терминалу еще предстоит на практике
подтвердить радужные прогнозы о
способности конкурировать с основными
портами Азовского моря, России и соседней
Украины. Клиентов надо будет приучать
к новому месту ни один год. По закону,
все причалы перейдут в федеральную
собственность. Судьба городского порта
остается под вопросом. Если заработает
Азов-сити, то Ейск перепрофилируется
в порт, обслуживающий богатых игроков
на собственных яхтах и пассажирских
судах. Не ясно также, найдется ли в
Камышеватском порту место для ныне
работающих стивидорых компаний. Как
пояснили на пресс-конференции, пока
консультации в этом направлении ведутся
с Ейским морским портом и «Директорий».
Мнение всех стивидоров пообещали
учесть. Тем не менее, глобального
«переселения» из Ейска в Камышеватскую
не произойдет.
1-я врезка на текст:
За пять лет Камышеватский терминал
предусматривает возведение «под ключ»
30 причалов. Порт займет 130 га земли и
3,4 млн кв. м акватории Азовского моря.
Срок окупаемости проекта – 10 лет.
2-я врезка на текст:
Порт будет обслуживать корабли класса
«река-море» и чисто морские, с большим
водоизмещением. Годовой грузооборот
составит 12-18 млн тонн. Спектр грузов:
крупнотоннажные контейнеры, уголь,
минеральные удобрения, металлопрокат,
лом, лес.
Сусанна СОМОВА.