Театр начинается с вешалки. А с чего
начинается город? С впечатления, которое
он производит на гостей? Или с уровня
условий жизни и местных жителей? И на
первое, и на второе, может оказывать
влияние состояние «морских ворот»
Ейска. О том, какие шаги предпринимаются,
чтобы сделать их привлекательнее мы
беседуем с заместителем капитана
морского порта Ейск, капитаном дальнего
плавания Сергеем Алексеевичем Гречкиным.



– В отличие от курортной отрасли, порт
приносит доход в казну круглогодично.
Сказался ли пресловутый кризис на
деятельность предприятия?
– По сравнению с прошлым годом грузооборот
не увеличился, но план по судозаходам
мы выполнили. На сегодня перед нами
стоит задача не только приумножить
количество обрабатываемых судов. Своей
целью мы также видим приближение нашего
порта к европейским цивилизованным
стандартам, повышение безопасности
мореплавания на подходах к порту. Это
включает в себя модернизацию
инфраструктуры обработки судов от
реконструкции причалов до приема
отходов судовой деятельности и их
последующей утилизации.
– Эти изменения произойдут только в
сфере сервиса или грядет грандиозное
расширение?
– Нет, предстоит пока модернизация той
территории, которая находится в
существующих границах порта. На данный
момент существует два морских входа в
порт. Один – в так называемый основной
морпорт, а второй – в Рыбную гавань,
где находятся причалы ЗАО «Азовской
судоремонтной компании» и ООО «Ейск-
Приазовье-Порт». С 13 января 2009 года
рыбные порты переданы под контроль
Администраций морпортов. Поэтому
логичным стало решение об объединении
акваторий двух гаваней. Эта работа уже
ведется, ее итогом станет увеличение
причальной зоны, более удобная обработка
судов по погрузке, выгрузке и оказание
услуг, снижение расходов по углублению
и содержанию подходного канала.
– То есть, появится возможность принимать
большее количество судов? Напрашивается
вопрос, не повредит ли экологической
обстановке города-курорта наращивание
производственной мощности порта?
– Дело в том, что в обязанности Администраций
входит и контроль за обеспечением
экологической безопасности. В том числе
и руководство мероприятиями по
предотвращению загрязнения акватории
отходами производства и потребления,
нефтесодержащими водами с судов. К тому
же, мы обязаны выполнять все требования
международной Конвенции по предотвращению
загрязнения окружающей среды «МАРПОЛ».
Думаю, понятна наша заинтересованность
в соблюдении норм экологической
безопасности?
– Больше судов, больше отходов их
деятельности и мусора. Город и со
своими-то бытовыми отходами справляется
с трудом…
– Мы стараемся помочь. На средства одной
из компаний, обслуживающих порт, были
приобретены новые фильтры для флотаторной
установки. На ней происходит очистка
нефтесодержащих вод, а на выходе –
чистая вода для пополнения пожарного
водоема на полигоне ТБО города и района.
– А то, что остается после переработки,
как утилизировать?
– Это как раз тот случай, когда на отходах
можно зарабатывать. Например, остаточные
нефтепродукты могут использоваться
как топливо в котельных.
– Капитаны судов не спешат расставаться
с такими отходами в Ейске. Например, в
Турции услуги по съему нефтесодержащих
отходов гораздо дешевле.
– Это уже дело малого бизнеса. Мы
заинтересованы в том, чтобы большее
количество организаций занималось
приемом отходов с судов. Конкуренция
ведет к снижению цен на услуги. В планах
ейского филиала ФГУП «Росморпорт»
приобрести судно-сборщик, способное
обслуживать корабли не только у причалов,
но и на рейде в любую погоду.
– А почему не совершать переработку
отходов прямо на территории порта?
– Мы находимся вблизи водоохранной и
жилой зоны. Ширина и протяженность
порта не позволяет утилизировать отходы
без вреда для окружающей среды
непосредственно на его территории.
Есть компромисс: установка мусоросжигательной
печи ИУ-32 с системой дожига выхлопных
дымов. Данная печь нужна не только нам,
но и городу. И в городе, и в районе
находятся учреждения и предприятия,
нуждающиеся в переработке особых
отходов. И такая печь уже есть в городе.
Часть средств на ее покупку также
оплатили компании, заинтересованные
в утилизации судового мусора. Сейчас
ведутся работы по лицензированию
деятельности печи и установке ее за
чертой города.
– Все же соседство грузового, пусть и
цивилизованного, порта с развивающейся
курортной зоной удовольствие сомнительное.
Есть ли удачные примеры?
– Почему нет? Канары, Крит. Ярким
примером такого соседства является
также Кипр – международный курорт и
порт Лимасол. Цивилизованный подход к
хозяйственной деятельности в порту
позволяет сохранить его привлекательность
в обоих случаях. Ейский же порт является
одним из градообразующих предприятий,
где работает порядка двух тысяч человек.
Часть прибыли от его деятельности в
виде налогов остается в районе.
Промышленное развитие порта и организаций,
осуществляющих хоздеятельность на его
территорию даст круглогодичные рабочие
места, дополнительные вливания в бюджет,
средства для развития инфраструктуры
муниципального образования.
Олена ЖОЛОБОВА.