Прошло то время, когда ейчан уговаривали
поучаствовать в программе капитального
ремонта многоквартирного фонда. Сегодня
большинство жителей многоэтажек готово
доверить подрядчикам самое дорогое –
ремонт их общей собственности. Как
исполнители и администрация оправдывают
народное доверие – об этом наш
корреспондент Елена Яковлева беседовала
с главой города Александром Лащенковым.



– Александр Максимович, думаю,
правильнее всего начать разговор с
последних «сводок». На каком этапе
сейчас ремонтные работы?
– Я бы сказал, на завершающем. На 97-ми
попавших в первые две заявки домах
работы выполнены на 162 миллиона рублей,
или на 87% от запланированной суммы.
Город со своей стороны выделил 28
миллионов. Сумма для местной казны
довольно ощутимая, но мы прекрасно
понимаем, что без участия всех уровней
бюджета, собственники жилья не смогут
осилить ремонт, задержавшийся на 15, а
на некоторых домах – и на 40-50 лет.
– И… продолжает задерживаться. На
одной из планерок вы сказали, что шесть
подрядных организаций, поделивших
между собой 13 многоэтажек, к назначенному
сроку не успевают. Более того, на
некоторых объектах ремонт еще на старте.
– Действительно, краевым департаментом
ЖКХ устанавливался срок завершения
капремонта – 15 июля этого года. И,
действительно, часть подрядных
организаций не справилась с поставленной
задачей. Однако нужно учитывать, что
не все работы можно начинать в день
поступления средств. Деньги по первой
заявке на счета управляющих организаций
пришли в октябре прошлого года, по
второй в конце декабря – начале января,
то есть в период, когда наружные работы
или ремонт отопления проводить
невозможно. Некоторый дисбаланс в
планы, как ни странно, внесли сами
жильцы, не желавшие допускать рабочих
в квартиры. Понятно, что уюта их
присутствие не добавляло, но менять
стояк горячего или холодного водоснабжения
выборочно или по желанию смысла нет.
По сути это зря потраченные деньги,
результат может быть только один –
разбалансировка всей системы. Были и
другие незапланированные моменты. Уже
в процессе ремонта на трех домах
обнаружили скрытые дефекты конструкций.
Потребовались внеплановые технические
обследования фундаментов и несущих
конструкций, а так же дополнительные
средства на проект.
Это что касается объективных причин.
В числе субъективных – переоценка
своих сил несколькими подрядчиками,
заявившими слишком большой фронт работ,
и откровенная недобросовестность. Так,
выбранное жителями двух домов военного
городка ООО «Акрополь», несмотря на
30%-ную предоплату, отказалось от взятых
на себя обязательств. Сейчас договоры
с предприятием расторгнуты, но аванс
им до сих пор не возвращен. В июне
материалы в отношении фирмы были
направлены в Арбитражный суд и
прокуратуру, однако основную проблему
– нехватку денег на счетах «брошенных»
домов, это пока не решило.
– Кстати, о деньгах. По словам
подрядчиков, в конце апреля резко
поменялась ценовая политика – уменьшилась
стоимость работ, а план освоения остался
прежним. Получается, плановый недобор
им придется наверстывать за счет
дополнительных объемов?
– Если фактические затраты, отраженные
бухгалтерией предприятия, предполагают
экономию средств, то да. И это не прихоть
муниципалитета, а установка края.
Приведу пример: при ремонте системы
водоснабжения подрядчик заменил
стальной трубопровод на пропиленовый.
По смете его стоимость – 162 рубля за
погонный метр, фактически – 84. Очевидная
экономия – 78 рублей. По условиям
программы, эти деньги не могут уйти в
прибыль предприятия, а должны направляться
на оплату дополнительных работ в том
же доме. Ясно, что такая ценовая политика
подрядчикам не нравится. Но в данном
случае администрация защищает интересы
жителей и старается решить больше
проблем за те же деньги.
– Цель понятна, но ведь и бизнес
имеет право блюсти свои интересы.
Например, требовать применения
коэффициента стесненности, предусмотренного
для увеличения заработной платы при
работе на неотселенных объектах. Его
администрация обошла стороной.
– Давайте уточним сразу, какая
администрация. Городская работает в
строгом соответствии с нормативными
документами, а краевая – уполномоченный
орган реализации Федерального закона
«О Фонде содействия реформированию
ЖКХ», вправе самостоятельно устанавливать
порядок дополнительных расходов и
затрат. Так вот, в этот перечень
вышеназванный коэффициент не входит.
– Соответственно и зарплата не
особенно привлекает квалифицированные
кадры. В городе есть объекты, где
капремонт пытаются провести 2-3 человека.
О каких же сроках можно говорить в такой
ситуации?
– Беря на себя определенные обязательства,
бизнес по определению рассчитывает
свои силы. Другой вопрос – сможет ли
руководитель предприятия грамотно
организовать строительный процесс.
Некоторые продемонстрировали, что нет.
Анализируя ход капремонта, отмечу, что
в Ейске действительно наблюдается
острый дефицит строителей, как рабочих,
так и представителей инженерно —
технического звена. Не хватает сметчиков,
инженеры вынуждены осваивать правила
оформления исполнительной технической
документации. Сегодня администрацией
рассматриваются разные варианты
увеличения штатов. Один из них предложил
руководитель ООО «Волик и К». Заключается
он в разработке муниципальной целевой
программы, направленной на подготовку
молодых специалистов. Предложение
своевременное, но воплотить его в жизнь
без помощи предпринимателей муниципалитет
не сможет. Здесь нужна организационная
и финансовая поддержка бизнеса, готового
платить стипендию ребятам, избравшим
профессию строителя, и гарантировать
им в дальнейшем работу по специальности.
Елена Яковлева.