Потуги малоизвестных литераторов, издающих книги за собственный счёт, не являются признаком современности. Так писатели поступали всегда с тех пор как появился печатный станок. Исключением не стало даже советское время, с его печатной монополией власти и противостоящим ей андеграундом. В небольшом библиографическом обзоре я попытаюсь показать, какого рода книги появлялись на свет в нашем городе примерно сто лет назад.

Ейск-курорт. Серный источник – Морское купание. Ейск, 1917.
Эта рекламно-информационная брошюра издана ейским обществом «Просвещение» и отпечатана в типографии Ф.П.Корнилова. Подготовлена она была ради привлечения отдыхающих на местный курорт. Подобные вещи издавались не раз впоследствии, издаются и в наши дни. Эта же интересна тем, что занимает в ряду первое место.
Фамилия автора в брошюре не указана. Но, по информации ейского историко-краеведческого музея, её подготовил Илья Моисеевич Плаксин. Этот врач, специалист по внутренним и нервным болезням, имел практику в Ейске. И был причастен к организации ейского курорта. В 1942 году Плаксин вместе с супругой погиб от рук оккупантов. Оба вначале покоились в братской могиле в парке имени Горького, затем перезахоронены на площади Революции.

Конь и лани.
Издательство «Весенний коллектив», 1921.

А это очень любопытная книга. Отпечатана, как в ней указано, в типографии К.-Ч. О. полиграфического отдела города Ейска тиражом 450 экземпляров. Содержит стихи поэтов, входящих в черниговскую литературную группу «Камин»: Александра Архангельского, Николая Ливкина, Ольги Ферликовской, Милицы Гамалей, Фёдора Черского и Виктора Мерного.
Место в сборнике было распределено, видимо, сообразно «тяжести» авторов. Напечатано по семь стихотворений Архангельского и Ливкина, остальных же – по одному. Впрочем, кроме этих двух тяжеловесов «Коня и ланей», в отечественной литературе впоследствии ничем особенным не отметились ни Черский с Мерным, ни Ферликовская с Гамалей. Известны сборники Николая Ливкина, но он так и остался среди литераторов на вторых ролях.
Другое дело – наш известный земляк Александр Архангельский (на фото), ставший известным пародистом и классиком отечественной сатиры. По мнению многих литературоведов, именно в сборнике «Конь и лани», где он опубликовал стихи, очень похожие на творения Владимира Маяковского, впервые появились признаки склонности Архангельского к пародии. А по мне, писали «под Маяковского» многие – очень уж он заразителен. Именно этот фирменный стиль сгубил не одного начинающего поэта, так и не сумевшего оторваться от обаяния человека, играющего «на флейте водосточных труб». Ейчане же могут легко познакомиться со сборником «Конь и лани» — копия этой книги хранится в архиве Ейского района, в фонде краеведа Половинкина.

Творческие силы природы: Основания для мировоззрений и жизни.
Ейск, 1913.

Книжица с таким хитроумным названием была отпечатана в типографии В.Грибанова тиражом в двести экземпляров. Один из крупных отечественных сайтов, специализирующийся на сборе сведений обо всех мало-мальски значимых русских литераторах, высказал предположение о том, что автором её может быть Мария Климентова-Муромцева (на фото). Конечно, для Ейска было бы лестно сыграть определённую роль в судьбе знаменитой оперной дивы, считавшей своими друзьями целый букет звёзд крупнейшей величины – от Чайковского, Скрябина, Рахманинова до Бунина, Чехова, Льва Толстого.
Но составители биографии певицы, педагога и писательницы не удосужились заглянуть в самый конец книжки (если вообще в неё заглянули), где указан настоящий автор. Оказывается, сей почтенный труд написал Виктор Андреевич Климентов. Об этом человеке известно лишь, что он родился в 1853 году и служил в Кубанской области ветеринарным врачом. Можно предположить, что, будучи настоящим интеллигентом, истинным сыном Серебряного века, Виктор Андреевич не удовлетворялся повседневной рутиной и на досуге изливал свои мысли на бумагу. Так появилась на свет книга, судя по названию, представляющая собой размышлялку на тему укрепления духа и поиска способов для этого внутри и вокруг человека. Этакий Лев Толстой в миниатюре, какими богат и нынешний век.

Прилукин С. «Рекорд»: Куплеты и рассказы для каскадных певиц, куплетисток, куплетистов и рассказчиков.
 Ейск, 1914.

Это издание появилось на свет в типографии Т.И.Безсонова и было отпечатано тиражом двести экземпляров. О содержании говорить нечего – название говорит само за себя.  В принципе, дело для того времени полезное. Вспомним хотя бы отечественный фильм «Мы из джаза». С чего начинал будущий крупный джазмен, которого сыграл Панкратов-Чёрный? С тех самых уличных куплетов. В любом городском саду имелась открытая сцена, которая не обходилась без выступлений таких вот банальных юмористов и куплетистов. Тексты им где-то надо было брать, так что книжица Прилукина носила прикладной характер.
Интереснее сам автор. Степан Иванович Прилукин родился в 1851 году, жил в Ростове-на-Дону. «Рекорд…» не был его единственным детищем. Судя по каталогу Российской национальной библиотеки, в Ростове он издал целый ряд книг. И это не только рабочие материалы для куплетистов. Есть и сборник настоящих стихов. К сожалению (а может и к счастью), поэт и сочинитель фривольных куплетов Степан Прилукин ныне в полном забвении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Приазовские степи