А вот и мои любимые! Знаете, как их легко можно приручить! Постоим тут немножко, сразу все кучкой соберутся, будут носами тыкаться в руку, любят, чтоб шейку почесали!
С этих слов началось моё знакомоство с беспокойным осетровым хозяйством Екатерины Максим. Никогда не думала, что представители этой «царской рыбы» — приручаемые!

Правда, для этого их надо по-настоящему любить. И ухаживая каждый день, знать, что называется, «в лицо»… «Это ещё что, вот когда я только начала выращивать своих первых осетров, мои студенты им даже имена давали», – смеясь, говорит Екатерина Александровна (она 17 лет проработала преподавателем рыбоводства в Ейском морском рыбопромышленном техникуме (прим. авт.).

Екатерина Александровна Максим работает сейчас заместителем директора в ейском научно-производственном предприятии «Южный центр осетроводства». За плечами — 35 научных статей, пять научных разработок, внедрённых в производство, два запатентованных изобретения: способы учёта производителей рыб, заходящих на нерест, и способ кормления рыб с применением пробиотических препаратов. Кандидат биологических наук, она более десяти лет изучает проблемы рыборазведения, восстановления популяции осетровых пород.

Чтобы не рассказывать голословно о предприятии, мне устроили небольшую экскурсию по производственным помещениям. В специализированной комнате всё готово для оплодотворения икры (инкубации, уточняет специалист), чуть дальше, в бассейне, мне показали уже выращенных  мальков — крохотные живчики едва больше пальца, но уже вполне узнаваемые осетры.

 – Здесь у нас годовики русского осетра, – рассказывает Екатерина, обводя рукой с десяток ёмкостей, где растут рыбы. – Это мы реализуем достаточно быстро, у нас есть свои постояннные покупатели.
 – Наверное, местные осетроводы?
Не только! Мы сотрудничаем со многими прудовыми хозяйствами, например, с Белореченским, поступили запросы от предприятий, расположенных на полуострове Крым. Но им нужно оформить документы в соответствии с российским законодательством.

Осетроводы Ейского района уже хорошо знают о деятельности научного центра — сюда приезжают и за советом (оказание консультационных услуг — одно из направлений работы предприятия), и за посадочным материалом, то есть мальками. Например, Александр из села Воронцовки уже не первый год в своё удовольствие выращивает у себя дома осетров, но возить рыб ему приходилось аж из Хадыженска! Теперь он приезжает сюда. И затраты на дорогу минимальные, и, главное, сохранность «поголовья» 100%!

В планах предприятия — проводить для них обучающие семинары. Ведь научно обоснованный опыт позволяет избежать ошибок как начинающим, так и опытным рыбоводам, аквариумистам, аквадизайнерам.

Стратегическая задача центра — выйти на полный цикл рыборазведения, получая икру и для продажи, и, оплодотворяя её, самим выращивать полноценных товарных особей. Зайдя в следующую рекреацию, поражаюсь разнообразию осетров, плавающих в чистейшей воде. Здесь не только подрощенные осетры, стерляди, шипы, но и быстрорастущие гибриды.

На градуснике замечаю: температура воды +14 градусов.
 – Хорошо, что зима тёплая, иначе рыбы замёрзли бы?
 – Совсем нет! В природе осетры спокойно живут, даже если вода льдом покроется. Важно обеспечить доступ кислорода да вовремя кормить.

Увидев, как погрустнело лицо моего экскурсовода на этих словах, интересуюсь: «Что, корма дорогие?» Оказалось, это сейчас самая больная тема. Как говорится, беда пришла, откуда не ждали.

Раньше их покупали в странах Европы. Под ответные санкции России попали в том числе производители кормов из Бельгии, Франции, Польши, Германии. Но отчаиваться рано. Екатерина Александровна, запатентовавшая своё изобретение – корма с пробиотиками, готова запустить их в производство (аналогов в России нет). Её исследовательская деятельность в последние годы была направлена именно на создание безопасных кормов. Ейчанка изучала, как выращивают осетров на крупных предприятиях и малых хозяйствах. Рецепт корма уже апробирован и изготавливается небольшими партиями в первую очередь для своих осетров. Причём, руководство предприятия решило не просто поддержать своего «изобретателя», но и запустить две линии — для осетровых и форелевых.

В конце нашей беседы решаюсь задать неловкий вопрос: «Неужели вы так любите осетров, что готовы работать с ними без выходных, часами изучая особенности?»

 – Осетры просто удивительные рыбы, в них столько грации и благородства, что их невозможно не любить! Я уже давно поняла, что это — дело всей моей жизни. Не побоюсь громких слов, постараюсь приложить максимум усилий для восстановления популяции осетров в естественной среде обитания, – просто ответила Екатерина Александровна.
Марина Шкетова.