На заре развития нового транспорта в
России, (было это в конце XIX
века) прежде чем броситься в железнодорожную
пучину, пассажиры шли в церковь и
заказывали молебен. Страх-страхом, но
образованных путейцев уважал.
Железнодорожники долгое время считались
одними из самых завидных женихов. Сегодня
«железка», как её называют сами работники,
по-прежнему в числе востребованных
видов транспорта. А еще она – один из
немногих «заповедников» тяжелого
ручного труда. В век компьютерных
технологий основными орудиями труда
железнодорожников остаются путевой
похожий на кувалду молоток, лом, гаечный
ключ, шуруповерт и, конечно, пара крепких
рук. Причем, не имеет принципиального
значения – мужских или женских.



Железнодорожная станция Ейск – одно
из многих подразделений, входящих в
состав Северо-Кавказской железной
дороги. Круглосуточно, сменяя друг
друга, здесь трудятся 150 человек. В
здании вокзала почти всегда стоит
легкий гул человеческих голосов. На
перроне приливы и отливы людских волн
подчиняются железнодорожному расписанию.
Жизнь кипит вдали от станционного
фасада – в парке, где «отдыхают» вагоны
и локомотивы.
Ничего не бывает без начала, и все
начинается с дороги. Об этом говорит
восточная поговорка. С ней полностью
согласен составитель поездов Валерий
Ермолинский. В его трудовой книжке
всего две записи. В начале 90-х, когда
токарь с 16-летним стажем оказался не
нужен родному заводу, позвали на
железнодорожную станцию. Привлекли
соцпакет и стабильная зарплата – надо
было кормить семью. С тех пор ни разу
не пожалел о сделанном выборе.
– Другой работы и не представляю. В
сентябре буду отмечать 17-летие работы
на «железке», – рассказывает он. –
Притягивает тем, что приходится иметь
дело и с людьми, и с техникой.
Этот год для Валерия Григорьевича
состоит из сплошных праздников. Кроме
профессиональной даты, личный юбилей
– ему исполнилось 50 лет, а супруга
подарила сына. Работа составителя
поездов – это 12-часовая смена, которая
в независимости от времени года проходит
на открытом воздухе. Нужно иметь железное
здоровье, чтобы днем и ночью, в холод,
ветер и жару таскать железнодорожные
«башмаки» весом по 7 кг каждый и ездить
на подножках вагонов. Профессиональное
снаряжение, кроме оранжевого жилета и
перчаток, – рация, фонарик, свисток и
луженая глотка.
В советское время пропаганда рабочих
профессий велась умело и целенаправленно.
Со школьной скамьи мальчишки с уважением
смотрели на людей в форме железнодорожника.
Многие хотели связать судьбу с железной
дорогой. Сегодня в моде другие
специальности. Тем не менее, не только
«старая гвардия» прикипела к рельсам
душой. Михаил Найко второй год работает
на станции. Начинал учеником составителя
поездов, теперь – помощник. Железная
дорога дорога и его сердцу.
Кстати, у этой смены есть любимый
профессиональный анекдот. В рабочее
время составитель поездов и его помощник
играют в домино. По рации поступает
сообщение о необходимости переставить
вагоны с одного пути на другой. Молодой
спешит выполнить приказ дежурного по
станции. Более опытный товарищ
останавливает его, но по рации докладывает,
что указание выполнено. Так продолжается
довольно долго, а затем дежурный говорит,
что ошибся и состав надо отогнать на
первоначальное место. Отсюда мораль –
все меняется, не надо спешить бездумно
выполнять все приказы, люди тоже
ошибаются.
– Времена сейчас нелегкие, но я благодарен
всему коллективу, за профессионализм
и умение держаться вместе, – отмечает
начальник железнодорожной станции
Ейск Дмитрий Ионин. – Нынешний состав
коллектива можно считать оптимальным.
Сокращение кадров, как я думаю,
просто-напросто невозможно. В противном
случае сложно гарантировать безопасность
движения поездов.
Ежесуточно станция Ейск обслуживает
10 поездов, в том числе и пригородных, а
также 8 грузовых. Осенью прошлого года
наблюдался значительный спад. Объемы
грузов, приходивших в адрес 5 стивидорных
компаний, упали в 3 раза. Сейчас ситуация
в порту, а значит, и на станции постепенно
нормализуется. В месяц порт получает
около 1300 вагонов угля, до 500 вагонов с
черным металлом, зерно и немного леса.
Если искать сравнения, то железнодорожные
пути похожи на разветвленную сеть
кровеносных сосудов в организме
человека. На их путях встречаются
станции, которые играют роль локальных
«сердец». Станционная смена объединяет
30 человек. Это монтеры, которые меняют
шпалы, забивают костыли, «подбивают»
подушку из щебня под рельсами. Обходчики
проверяют состояние путей, а летом,
когда очень жарко, они делают это и по
два раза на дню. За смену путевой обходчик
делает «моцион» длиной не менее 10 км.
А еще отлаженный механизм железной
дороги берегут люди, отвечающие за
движение, обслуживание светофоров,
прием и сдачу багажа, дежурные по
станции, осмотрщики и ремонтники
вагонов, машинисты локомотивов вместе
с помощниками, механики связи и билетные
кассиры. Кстати, железнодорожники
затрудняются ответить, откуда пошло
хорошо известное выражение «перевести
стрелки».
– На профессиональном жаргоне это
означает переехать с одного пути на
другой. На бытовом уровне предполагается
перекладывание ответственности на
другого человека, – размышляет начальник
станции. – Но у нас это попросту
невозможно.
Каждый отвечает на небольшой участок,
но вместе они обеспечивают нужный режим
работы. Когда на город опускаются
сумерки и стихает будничный шум, даже
в центре Ейска можно услышать, как
бьется железнодорожное «сердце».
Сусанна СОМОВА.